Резюмирую: арка персонажа — необратимое изменение, которое вызывает отклик у зрителя. Изменение необязательно со знаком «плюс». Возможные варианты:
- Был уродом, стал еще большим уродом, превратившийся в монстра («Сияние, Стивена Кинга»).
- Был неудачником, обрел власть («Бойцовский клуб» Чака Паланика).
- Ничего не умел, многому научился («Волшебник Изумрудного города», Франк Баум).
- Был ребенком, стал личностью («Властелин Колец», Джон Рональд Толкиен)
- Был нормальный чуваком, стал антигероем («Звездные войны», Первая трилогия: Энакин Скайуокер перешел на сторону тьмы).
- Был слабаком, стал сильным («Гарри Поттер», Джоан Роулинг. В самом начале ребенок, к концу серии — лидер и сильный маг).
- Верил в жизнь, потерял веру («Великий Гэтсби», Скот Фитжеральд)
- Был неудачником, стал тем, кто обрел любовь к жизни и друзей («Ночной портье», Ирвин Шоу)
- Боялся прошлого, признал и отпустил прошлое («Холод» Андрея Геласимова)
- Не умел любить, научился («День сурка» и много чего еще)
И так далее, и так далее. Я привожу очень общие, но знакомые вам всем примеры.
В художественной литературе арка героя — необязательный элемент. В драме — обязательный (не вся художественная литература — драма). В кино — обязательный, если речь о хорошем фильме.
Нужна ли арка вашему герою? Не факт. Но если вы уделите время ее созданию, повествование станет интереснее. Читателю неинтересны плоские герои. Ему интересно смотреть, как меняется внутренний мир.
Итак, резюме: арка героя (дуга) — изменение, возникающее к концу повествование, становящееся итогом большого пути. Совершенно необязательно, что вашему герою такое изменение нужно, но с ним определенно путешествие, в которое вы отправляете читателя, будет интереснее самому читателю.
А вам будет интереснее такого героя прописывать. И ваше путешествие — путешествие писателя — тоже приведет неизбежно к вашей собственной дуге. А знаете, почему? Потому что прописывать сложных героев и сложные истории — то еще путешествие. Путь, наполненный препятствиями, страхами, преградами. Если вы пройдете этот путь, вы тоже непременно изменитесь. Вы увидите собственную арку. Почувствуете ее.
В сухом остатке:
У вас есть желание: дописать роман. Оно движет вашу историю. На пути вы встречаете трудности (внешние препятствия — родственники говорят, что вы бездарность и вам нужно идти работать руками, а не головой) и внутренние (неуверенность в себе, страхи и тд). Желание ведет вас к финалу. Дойдя до финальной черты, вы либо побеждаете (роман выходит из типографии), либо нет (вы бросили все и напились, сказав себе: «Я неудачник»).
Кстати, написанный роман в стол — тоже результат, потому что вы не бросили его. И это — первый акт большого путешествия, которое называется «Когда я издам свою первую книгу». Видите, как все хитро устроено?
Какой будет ваша персональная арка (дуга героя)?
Если вы не сдадитесь то вы получите арку с положительным зарядом:
- Ничего не умел, стал писателем.
- Был неуверен в себе, обрел уверенность.
- Не верил в успех, обрел известность.
А если сдадитесь то вас ждет арка с негативным зарядом:
- Ничего не умел, стал еще большим неудачником.
- Верил в себя, потерял веру.
И так далее.
Теперь вы понимаете, о чем я?
Нет? Тогда еще один пример: отцовство (или материнство). Рождение ребенка — путь, провоцирующий изменение героев (родителей). Все начинается с желания. Потом препятствия (беременность, скандалы, страхи, отсутствие денег и тд). Потом роды. Потом ребенок рождается. Хочется его убить. Потом вы понимаете, что эти испытания — самое главное счастье (или не понимаете и тогда ваша арка несет в себе отрицательный заряд).
Все.
p.s. Все, что я написал—лишь верхушка айсберга. Но мне хотелось показать в общих чертах, почему эволюция героя важна в художественном произведении.
Текст — Егор Апполонов