— Сколько черновиков ты пишешь прежде чем ты понимаешь, что роман готов? Ты пишешь в хронологическом порядке или сцены рождаются произвольно, а потом ты сводишь текст воедино?
До какого-то возраста я вообще не знал, что такое «черновик». Потом стало понятно, что лень слишком дорого мне обходится, и «моральные муки сильнее физических». Есть стадия геологоразведки, когда ты еще толком не представляешь, что именно найдешь, но точно знаешь, что бурить надо именно «здесь», а не где-то еще, потом идут «добыча», «обогащение», фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки... и все это в пределах двух-трех черновиков, где изначальная история порой изменяется до неузнаваемости. Мне предпочтительнее двигаться «подряд», изначально выстраивая текст выстраивая текст в том порядке, в каком он и будет прочитан, но так не всегда получается. Иногда проводишь да конца одну сюжетную линию, потом начинаешь вторую, занимаешься одним героем, а второму говоришь: «подожди, я пока еще не знаю, кто ты и чем ты занимался в пятом классе»....
— Ты «садовник» (пишешь, бросая зерно идеи на бумагу, не зная, куда тебя приведет текст) или «архитектор» (планируешь каждую главу прежде, чем приступить к написанию текста)?
Ни то, ни другое, ни третье. В начале всегда есть некий «эйдос», «храм», «Небесный Иерусалим» романа, и надо этот «эйдос» проявить, материализовать, и воплощение всегда оказывается хуже, соотносясь с тем «эйдосом», как сельский Дом культуры с Парфеноном. И там, и там античные колонны — на этом-то все сходство и заканчивается. В общем, я не «планирую». Я скорее такой ходок за три моря — ну вот как дурачки уходили из своих деревень на поиски затерянного града Китежа. Но все-таки при этом надо кое-что уметь: ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, держать ноги в сухости... и вообще знать хотя бы примерное направление поисков: «В Крыму тепло, там яблоки...» Бывало так, что я предельно четко представлял сюжетную конструкцию от точки входа до финала, но это не сильно облегчало задачу наполнить «всё» горячей кровью.
— Когда у тебя нет вдохновения — что ты делаешь? Продолжаешь писать или откладываешь рукопись?
«Вдохновение» — это шоколад с балериной на обертке. Одно из самых блевотных слов, как я уже говорил. Я бы вообще запретил им пользоваться. Есть подъемная сила и тяга, но они не предшествуют процессу письма — скорее развиваются уже в самом процессе. Иногда вам приходится долго ворочать ключом в зажигании. И вообще залезать под капот. А дооткладываться можно морковкиного заговенья.
— Но все же скажи, пожалуйста, как происходит твое копание в капоте?
Ну это и собственно и есть процесс письма. Просто нужное слово находится не сразу, а скажем, через полчаса, но зато когда найдено, то разом тянет за собой всю свору остальных до какой-то логической точки.
— Ты говорил, что больше всего мешает писать лень — как ты с ней борешься?
Ну я же не помню, чтоб я это говорил. Я, в общем, конечно, Обломов такой, с той только разницей, что все свои мечтания переношу на разные носители. И вообще есть диктат языка, который превращает из Обломова в Захара: «Заха-ар! За-ха-ар! Подай!.. Принеси!..»
— Ты ведешь довольно замкнутый образ жизни — в сети почти нет твоих фотографий. Ты пытаешься ограничивать свою публичность?
Есть такой анекдот — про неуловимого Джо. Никто не мог его поймать, потому что он нахрен никому не был нужен. Так вот, я не прячусь. Меня можно найти. Я не более и не менее публичен, чем любой, скажем, слесарь. Если кто-то решит наградить меня почетной грамотой, то приду и раскланяюсь. Если кто-то выпить со мной хочет, то я выпью, тем более если меня угощают и если человек не будет мне противен органически. Но все время куда-то ходить да еще и … приторговывать в ящике — вот это совершенно не мое.
— Почему в России издается так много плохой литературы?
А когда и где ее не издавали много? Однажды у меня возникла совершенно фашистская мысль: если не будет всего этого говна, то на чьем же тогда фоне выделяться?
— Как пробиться? Что ты посоветуешь писателю без имени, который хочет издать написанный роман?
Тут только одно железное правило: «если вам отказали, то, значит, ваша вещь — говно». Даже если на самом деле это не так и вы пали жертвой масонского заговора в российских издательских и премиальных структурах, вам все равно полезней будет думать, что написанное никуда не годится. «Пробиваться» не надо — лучше сразу идти убивать. Сличить свою хрень хоть с Толстым, хоть с последним лауреатом «Букера» и понять, что твой уровень — это уровень плинтусной плесени. А чисто технологически — адреса всех почтово-мусорных ящиков легко найти в сети.
— Какова судьба твоего первого романа? Как быстро его приняли к изданию? Как ты «пробился»?
Ну этих «первых» было столько... С одним я поступил в Литинститут, с другим защитился... какие-то еще бесформенные полуфабрикаты были. Еще раз скажу: мне и вправду везло. Реальность неправдиво быстро прогибалась под тяжестью слов — хотя бы уже в силу их количества. Я раза три-четыре посылал романчик по уже не действующим электронным адресам, а когда попал в действующий, то из питерской «Амфоры» мне написали: берем. Письмо с таким красным восклицательным знаком. Потом позвонил Бояшов и, зажимая нос от вони, объявил, что текст вообще-то дерьмо, но он вынужден в нем ковыряться, уж коли договор со мной уже подписан.
— А текст и правда был дерьмо?
Ну в общем да. Текст уровня 14-летнего.
— Как ты ищешь идеи для новых вещей? Откуда приходит вдохновение?
Я задаю себя один вопрос: «про кого?» Все начинается с профессии героя. Я как-то посмотрел три минуты «Перл-Харбора», сказал себе «да» и полез в мемуары Покрышкина.
— И как долго ты сидел в них, прежде чем появился Зворыгин?
Он появился раньше, чем я в них залез. Нужна была «фактура» — какие-то технические вещи: педали, ручка, «сектор газа»...
— У тебя бывает такое — ты просыпаешься с фразой (идеей, образом) в голове?
Бывает, засыпаю с чем-то и думаю, что хорошо бы это не забыть.
— Почему не записываешь сразу?
Ну, наверно, потому что под одеялом тепло.
— Ты делаешь записи? Заносишь ли в блокнот (телефон) идеи, которые приходят?
У меня хорошая память. Быть может, все это кого-то и дисциплинирует, но я не педант совершенно. Да и потом, мне кажется, что это такая «игра в писателя»: блокнот «Молескин», столик в кафе, официант приносит рюмку граппы и так далее.
— Хорошо, но есть же наверняка какая-то кучка файлов с рабочим материалом, озаглавленная «заметки на полях»? Или ты действительно пишешь «с листа»?
А зачем? Текст — это и есть «рабочий материал». Ну и некая стопка электронных «справочников». Могу, конечно, что-то записать от руки, фамилию там или вымышленный топоним, какую-то схему нарисовать — вроде схемы побега героев из лагеря... но это так, по мелочи. Ну надарили мне еженедельников — они красивые такие, пухлые, заманчивые, и надо же их чем-то заполнять.
— Как ты относишься к уже вышедшим текстам? Перечитываешь или они перестают для тебя существовать?
Я отношусь к ним с возрастающей брезгливостью. Лучше не ворошить. Хотя если спустя восемь лет их еще поминают, то, видимо, они чего-то стоят.
— Пять опубликованных романов за 10 лет. Ты не устаешь писать? Бывают ли моменты, когда ты испытываешь отчаяние?
Ну, может, я и испытал бы какое-то отчаяние, когда б у меня ничего не было опубликовано и надо было продолжать работать как-нибудь офисным «подай-принеси». Да и то вряд ли бы. Отчаяние — это чувство у печной трубы погорелого дома. Усталость — да. Слесаря устают. Путин вон — еще как устает.
— А что происходит в твоей жизни вне литературы? Как ты от нее отдыхаешь? Как переключаешься, перезагружаешься? Или ты тот самый «шахтер», что приходит после смены из забоя, валится спать, чтобы с утра опять — в забой, и даже на Нюрку залезть сил не остается.
Смею предположить, что вне литературы в моей жизни происходит жизнь. Чего тут «переключаться?» Задолбался на лопате — отдохни на молотке, уж если мы коснулись шахтерского фольклора. Иногда чувство сделанной работы подымает тебя с места, иногда соседи сверху заливают, иногда тебе ласково шепчут «да вытряхни ты свою пепельницу окурки уже сыплются опять за собой не смыл и побрейся наконец»... Ну и так далее и так далее...
— Написание романа — как в свое время отметил Елизаров, похоже на сцеживание ведра крови через дырку, проделанную в мизинце ржавым гвоздём. У тебя возникают подобные ощущения, когда ты пишешь — вот этот мучительный поиск слов, метафор, смыслов? Или тебе пишется легко?
Метафора красивая и достаточно точная, но это несколько такая «есенинская» поза для девочек. Никакое производство не обходится без пота, а всякое деторождение — без крови. Но это же не подвиг — это труд.
— Главный совет, который ты бы мог дать человеку, который «не может не писать»?
Никогда не мешать виноградные с зерновыми. Да он и сам это знает.
Беседовал Егор Апполонов