И все же я его даю. Я даю его поскольку мне нравится думать о ремесле и говорить о ремесле, и часто разговоры о писательстве помогают мне разобраться в собственных проблемах. Так что, да, писательские советы — это чушь. Но чушь может помочь, у нее есть ценность. Но ты должен понимать, что это чушь. Еще мне все больше нравится прояснять, что писательские советы — это мнение, и оно похоже на то, какую прическу тебе делать или как воспитывать своего ребенка: хотя здесь и есть несколько общих правил, по большей части, это ДЕЛАЙ ТО, ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ, ПОТОМУ ЧТО РАБОТАЕТ ТО, ЧТО РАБОТАЕТ.
Почти каждый писательский совет можно принять, взвесить и найти ошибочным. Потому что обязательно существует роман — популярный роман, или бестселлер или получивший премию, или и то, и другое — в котором проделывается именно то, что ты Не Должен Делать. Или в нем не делается то, что Каждый Обязан Делать. Романы постоянно нарушают правила, потому что, в конце концов, правил не существует. (Одно правило существует, оно гласит, что ты должен закончить свою работу. Книги не будет, пока ты ее закончишь, а значит все книги подчиняются этому нерушимому правилу.)
Это проблема, когда люди в индустрии — писатели, да, но больше редакторы и агенты — делают декларативные утверждения о писательстве, стиле и сюжете, не сказав перед этим, что это их предпочтения, не железное правило. Новые писатели воспринимают это как Золотой закон. Они принимают его, будто он ниспослан Всевышним и теперь он Священен.
В общем, я просто хотел сказать, что ты должен осторожно относиться к писательским советам от людей из издательской отрасли — не то чтобы ты должен игнорировать их или отметать. Наоборот, ты должен попробовать использовать эту чушь и посмотреть, что выйдет. Но не нужно их воспринимать как нечто высеченное в камне. Это просто советы. Тебе просто говорят, какую бы они хотели видеть у тебя прическу. Но они тоже не знают. На каждую писательскую мудрость, которую они думают, что знают, приходится множество испытаний — и опровержений — снова и снова, потому что то, что работает, работает, а что нет, то нет.
Если ты человек, работающий в издательстве, попробуй давать советы осторожно. Я все больше понимаю, что результат моих утверждений может быть опасен. То, что работает для тебя, что тебе нравится, и правда может помочь другому. Но еще оно может сбить его с пути, и лучшее, что можно сделать, это давать совет максимально осторожно, удостоверяясь, что люди понимают — ты предлагаешь им мнение и ничего больше.
Теперь пойди и купи мою
книгу о писательстве.
Учись, как ненавязчиво давать рекламу.
*сияет*
Перевел — Артем Киселик, переводчик проекта "Хемингуэй позвонит", автор телеграм-канала «Фантастика».