Что это за шаги?
1. Вы решаете, что хорошо, а что плохо.
2. Вы даете читателю персонаж-ориентир.
3. Вы создаете мир истории.
4. Вы вводите элемент перемены.
5. Вы добавляете мотивирующую силу для причины и следствия.
6. Вы создаете блоки стимула-реакции, чтобы сформировать эмоции.
7. Вы измеряете длину рукописи напряжением.
8. Вы учитесь писать М-Р блоками.
Вот и все!
Как отличить хорошее от плохого
Как вы решаете, что плохо, а что хорошо? Все вокруг хорошее и/или плохое, в различной степени и в зависимости от обстоятельств.
Возьмем, к примеру, ливневый шторм. Плохо или хорошо?
Как насчет бомбежки? Забастовки? Соблазнения? Развода? Свадьбы? Сигареты? Шоколадного батончика? Работы?
Неважно, живете ли вы с вышеупомянутыми феноменами или только пишите о них. В любом случае, прежде чем вы сможете разумно ответить, вам понадобится две вещи:
а. Конкретный пример.
б. Линейка.
Таким образом, в случае ливневого шторма, мы должны обдумать такие параметры: сколько выпало осадков, насколько силен шторм, где, когда и так далее. Все должно быть конкретным. Соединенные вместе, эти параметры создадут конкретный пример.
Каждая история имеет дело с конкретными примерами: эта девочка, этот мальчик, этот убийца вниз по улице, смерть старой миссис Мартин, обмен женами между теми парами в Литтл-ривер. История, которая пытается обобщать, и невозможна, и противоречит самой себе.
Но неважно, насколько вы конкретны; неважно, насколько точно вы описываете свою тему, информация бессмысленна, пока вы не найдете подходящую линейку, которой сможете ее измерить и, особенно, оценить.
Потому что мы люди, мы рассматриваем каждый нас касающийся феномен в терминах его немедленного и/или наибольшего внимания на человека.
Но мнения о том, что составляет человеческое благосостояние, заметно менялись в зависимости от времени и места. У святого Августина было свое мнение, у Адольфа Гитлера другое. Что касается Нормана Мейлера (американский писатель, журналист, драматург, сценарист, кинорежиссер — прим. ред.) — он думает по-своему.
В случае нашего ливневого шторма — видим ли мы его глазами владельца передвижного цирка или фермера? Наладчика из электрической компании или продавца зонтиков? Домохозяйки, которой нужно развесить выстиранное белье или домохозяйки, которая ищет, как бы сегодня не стирать? Вопрос никогда не лежит в событии; никогда в том, что происходит. Он значим постольку, поскольку относится к людям, влияет на них и оценивается ими. «Значимость» и «значение» в этом контексте буквально синонимы. Мы решаем, насколько значимым будет событие, показывая поведение человека, столкнувшегося с этим конкретным примером.
Другими словами, событие не просто значимо. Оно значимо для кого-то.
Следующий вопрос: Для кого?
Большинство из нас делают выводы о хорошем, правдивом и красивом в соответствии с тем, как конкретное событие влияет на нашу ситуацию. Мнение о бомбежке зависит от того, кто бомбит — мы или нас. Забастовка — от нашего отношения к профсоюзам. Я смотрю на соблазнение с одной стороны, если я соблазнитель, и с другой, если соблазняют мою сестру, или жену, или дочь. Шоколадный батончик хорош, если я голоден, плох, если я худею. И так далее.
Таким образом, все ценностные суждения очень личные. Мы никогда не поймем отношение человека, если не вникнем в детали. Это может оказаться не самой простой задачей, как нам демонстрируют периодические ошибки службы государственной безопасности. Тайные мысли, скрытые в человеческом разуме, остаются практически недоступными для внешнего мира.
Но если мы используем человека, как линейку, то как он проводит измерения? С помощью ума и логики?
Ну, вряд ли. Я могу жениться на девушке, потому что она чудесно танцует, развестись, потому что ее храп вызывает у меня кошмары, пойти работать или уволиться только из-за политики компании в отношении перерывов на кофе, и курить как паровоз, несмотря на горы исследований и отчаянные предупреждения моего врача.
И снова: как человек делает свои ценностные суждения? Он отвечает на факты чувствами.
Что такое факт?
Факт — это интерпретированные данные, с которыми мы (или значительная часть нас) согласны. Это общее мнение: мир круглый, в США 200 000 000 населения, определенные отклонения в поджелудочной железе приводят к диабету, мясо из оковалка нежней, чем из огузка.
Что такое чувство?
Это личная интерпретация данных. Это индивидуальная и уникальная реакция человека на мир: я люблю эту женщину, мне жалко эту собаку, я ненавижу горячие мюсли, мне грустно, я счастлив, я растерян. Часто неконтролируемое, без ума или логики, это субъективное ощущение приливов и отливов внутреннего напряжения, выражающее себя в реакции.
«Реагировать» — это удобное сокращение для «Я желаю вести себя определенным образом». Я могу и не действовать, как понимаете. Но импульс со мной. Если все мои ограничения и запреты волшебным образом исчезнут, я обниму эту женщину, приласкаю эту собаку, выброшу мюсли, буду плакать или смеяться, или закачу истерику.
Поведение, в свою очередь, редко бывает нейтральным. Оно подтверждает или отрицает, движет вперед или назад. Все реакции, чувства сводятся к «Это хорошо» или «Это плохо». Вам нравится персиковый пирог или нет. Вы довольны новым офисом или нет. Вам нравятся вечеринки или вам на них некомфортно.
Факты существуют независимо, во внешнем мире. Но у них есть значение и/или значимость, только если у нас есть к ним чувства; если мы на них реагируем. Семь дюймов дождя за ночь — это факт, пока вы читаете о нем в газете. Но если эта вода пронесется по вашей квартире, уничтожив обстановку на две тысячи долларов, этот факт приобретет для вас и значение, и значимость. Потому что значимость всегда начинается с человека, с его чувств. Красота по-прежнему в глазах смотрящего. Зло таится в сердцах людей.
У вещей нет чувств. У событий тоже. У мест. Но у людей они есть. А вещи, события и места могут создавать чувства в людях, запускать поразительную серию индивидуальных реакций. Запустите безобидную змею в комнату — даже в ситуации, где змея просто не способна причинить вред — кто-нибудь закричит. Он кричит на змею? Нет. Он кричит на свои чувства. Таким же образом, мы «знаем», что чаще всего лысина неизлечима, что аспирин — это аспирин, что никакое мыло не сделает страшненькую женщину красивой. Но мы регулярно тратим состояния на средства от лысины, брендовый аспирин и туалетное мыло.
По большому счету, вся объективность — это возмутительный миф. Предполагать, что ограниченные умы могут успешно занести в каталог бесконечное, само по себе заносчиво и указывает на бесконечное эго. Вся наша жизнь демонстрирует, как прочно мы прикованы к ограничениям своего вида; как сильно ограничены собственной человечностью. Мальчики интересуются девочками инстинктивно. Мы говорим о коммуникации с внеземными сущностями, когда не можем даже с шимпанзе пообщаться. Ученые считают само собой разумеющимся, что человеческая жизнь важней лабораторных животных, которых они используют в своих исследованиях.
О чем это все говорит?
Только о том, что у каждого из нас есть свои ориентиры в мире, встроенная полярность, эмоциональный компас. Хотя мы уважаем концепцию объективности как полезный инструмент, большую часть времени мы слушаемся наших чувств, говорящих нам, кому можно доверять, на ком жениться, какую машину покупать, сколько заплатить, во что верить, за кого голосовать.
Нужно понимать, что эти наши чувства могут быть верными так же, как и неверными, о чем скажет любая женщина, когда ее муж впервые увидит ее новую дорогую шляпку. Они не дают никаких гарантий разумности, моральности или вкуса. Но во всяком случае они дают нам личного проводника, эталон.
Заберите у человека чувства — с помощью лоботомии или еще как — и он превратится в овощ.
Убедите его не доверять чувствам — с помощью объективистского образования, возможно, — и он будет болтаться, как поплавок в море: дрейфующий, бесцельный, без сил или фокуса.
Ведь, как намекалось раньше, каждый из нас по природе — эгоцентричное солнце, вокруг которого вращается личный мир. Я знаю свою позицию, так пусть всё остальное займет свою, ведь всё это относительно меня.
На самом деле, так должно быть, если только мы не готовы пожертвовать чувством цели и направления.
Это приводит нас к вопросу, как все вышесказанное влияет на вашу историю.
Фокальный персонаж: компас вашего читателя
Как заставить читателей интересоваться происходящим в истории? А они должны интересоваться. Иначе они не будут читать! Так как вы их заставите?
У них должен быть личный интерес. Вы ставите их в позицию, где они, в эмоциональном плане, должны действовать, чтобы победить или проиграть.
Для этого в центре вашей истории персонаж, который тоже действует, чтобы победить или проиграть, чтобы ваши читатели могли болеть за или против него.
История перечисляет события. Но эти события не могут происходить сами по себе. Они нуждаются в объяснении, интерпретации, оценке, придании им значения.
Превыше всего, они должны переводиться в чувства.
Это означает, что история по сути своей субъективна, не объективна. Следовательно, ориентация ей нужна так же сильно, как человеку.
Что такое ориентация?
Изначально, «ориентировать» означало «стоять лицом к востоку» — для строительства церкви, к примеру, чтобы алтарь стоял в восточной части. Позже термин расширили, включили в него любые действия, которые помогали человеку разобраться, в каком положении он в данной ситуации.
Таким образом «ориентировать» означает «указывать кому-то на правильное направление». В истории этот кто-то — читатель.
«Подарить читателю опыт — это только часть, вовсе не вся функция писателя, — замечает критик Эдмунд Фуллер. — Оценочный опыт отличает великих или хороших писателей, проговаривается ли оценка напрямую, или таится в контексте персонажей, действий и условий, которых он представляет нам в своем мире. (Мы всегда попадаем в мир писателя в искусстве — никогда в объективный мир.)».
Но хотя эта оценка опыта и писательская задача, хотя читатель и входит в писательский мир, существует множество возможностей для путаницы. Слишком часто автор попадает в ловушку писательства о вещах — о сексе, насилии, видах, войне, семейной идиллии или трагедии. Исторический факт или клиническая деталь ошеломляют его. Подтекст и оценка, скрытые в его мышлении, никогда не достигают читателя.
Словом, пусть его работа может внешне напоминать историю, на самом деле это не литература. Потому что история на самом деле никогда не бывает о чем-то. Вместо этого, она всегда о чьих-то реакциях на события: чувствах, эмоциях, импульсах, мечтах, амбициях, бушующих желаниях и внутренних конфликтах. Внешнее существует только чтобы поместить их в фокус.
Или, как гласило старое правило, каждая история — это чья-то история.
Итак, личность, которая для наших целей будет называться фокальным персонажем.
Эта фигура будет именно тем, на что указывает название: человеком, на котором мы сфокусируемся; центром внимания; тем, чьи реакции будут доминировать на экране.
У фокального персонажа три главных функции:
а. Предоставить продолжаемость.
б. Придать значение.
в. Создать чувство.
Что насчет продолжаемости?
Дай им малейшую поблажку, и события в истории зависнут в пространстве, как крики в ночи. Фокальный персонаж — это продолжающий фактор, соединяющий их в связное целое, привязывающий их к прошлому и будущему, даже если действие движется от 2000 до н. э. к 2000 н. э., от Нью-Йорка до Сан-Франциско и от мюзик-холла до морга. Наше внимание приковано к нему и его действиям, так что все остальное становится на свои места.
Он также придает значение и значимость происходящему. Значение — это всегда вывод, который вы делаете по тому, как определенный человек себя ведет в конкретном случае. Если этот человек наш фокальный персонаж, и если он издает крики ужаса или бульканье восторга при взгляде на королевские драгоценности, или завтрашние заголовки, или сэндвич с пастрами, значит мы можем предположить, что что-то в этом предмете имеет для него уникальную значимость. А значит, пока не произойдет что-то, меняющее наше мнение, мы будем относиться к этим фрагментам с тем же уровнем внимания, что и он, использовать их, чтобы оценить и измерить все плоскости истории.
Таким образом, мое читательское отношение к ливневому шторму, о котором мы говорили раньше, будет определяться тем, насколько дождь помогает или мешает фокальному персонажу. Насколько яркий или скучный сеттинг, насколько другой персонаж хорош или плох — каждый пункт будет оценен и интерпретирован с помощью реакций фокального персонажа как проводника.
В то же время, ваш читатель интерпретирует и оценивает самого фокального персонажа.
Именно при оценке фокального персонажа мы попадаем в область третьей его функции — создание чувств.
Каких чувств?
Благосклонных или неблагосклонных. Болеть за или болеть против.
Невозможно преувеличить важность этих чувств. Величайшая причина существования фокального персонажа — это способность их вызывать.
Почему?
Потому что читателю нужен кто-нибудь, кого можно оценивать.
Это работает таким образом: Ваш фокальный персонаж ухмыляется и выливает стакан пива на голову калеки, работника салуна: безобидного, беспомощного и недалекого.
Тут же, без промедления, ваш читатель наполняется чувствами враждебности и гнева.
Или так: охваченный жаждой убийства громила угрожает нашему безоружному фокальному персонажу немедленной смертью, если тот не выльет пива на работника. Вместо этого фокальный персонаж выплескивает пиво в лицо громиле.
Как по волшебству в сердце вашего читателя начинают биться другие чувства. Его пронизывает волнение, он читает, как отчаянная, захватывающая храбрость открывается перед ним на странице. Подсознательно — возможно вопреки себе — он оценивает нашего персонажа, так же, как оценивал и прежде.
Почему читатель оценивает фокального персонажа?
Потому что они ничего не может с этим поделать; не может себя сдержать. Убеждения, чувства — это часть его, глубочайшая суть. Когда он натыкается на правильные стимулы, они подстегивают его, подтверждая его существование повысившимся давлением и ускорившимся пульсом.
Если ваш читатель не будет оценивать, можете считать, что фокальный персонаж получился слишком серым, скучным и нейтральным, чтобы про него писать.
Без персонажа, которого он в разной степени может одобрить или не одобрить, у читателя не будет стимула для чувств.
А без чувств ему будет все равно, что происходит в истории. Если ему все равно, он перестает читать.
И вам конец.
***
Но даже когда читатель оценивает, его чувства сливаются с чувствами фокального персонажа.
Он проживает историю вместе с ним.
«Когда вы понимаете чувства персонажа в кинокартине, — говорит психиатр Дэвид Финк, — вы копируете его напряжение. Вы чувствуете в себе что-то из того, что он чувствует в выдуманных ситуациях. Вы понимаете историю собственным напряжением мышц, спазмом внутренностей и секрецией желез. Без этих реакций зрелище станет бессмысленным. Без этих реакций всё в жизни потеряет смысл».
Итак, чувства читателя в отношении фокального персонажа, плюс собственные чувства фокального персонажа, передающиеся читателю, соединяются и делают историю реальной. Вместе они создают ощущение цели и направления, необходимое для хорошей истории.
Без фокального персонажа ваш читатель окажется в положении городского мальчишки, застрявшего посреди гор на задворках Колорадо или Монтаны. Он может отправиться куда угодно, но не знает, в какую сторону идти.
Мальчик, если одним словом, дезориентирован. Пока он не найдет ориентир, или дерево, на которое можно забраться, или компас, или ручей, или проводника индейца, у него большие проблемы.
Люди движутся сквозь мир истории. Происходят события. Ситуации и сцены меняются.
Но каким-то образом это остается скучным и пустым для читателя, без значимости или волнения, поскольку у него нет точки отсчета, чтобы оценивать все это. Он просто не знает своей позиции.
Ему нужен только свет в окошке — современная версия старых голливудских клише «Какая из команд наша?» и «За кого нам болеть?»
Ему нужен фокальный персонаж, чьи действия откроют ему, с какой он стороны пистолета; кот он или мышь, жена или другая женщина, побеждающий или проигрывающий тренер, хороший парень или плохой.
Означает ли это, что термин «фокальный персонаж» синоним «героя»?
Нет, если только Сэмми Гикк в «Что заставляет Сэмми бежать» не герой. Или Макбет. Или Дракула. Или Элмер Гантри.
Дело в том, что «герой» приобрел коннотации чего-то позитивного и желаемого в нашем мышлении. Фокальный персонаж может доказать обратное, но он продолжает нас интриговать, даже если мы его ненавидим.
Таким образом, он может быть — и обычно бывает — героем. Но не всегда.
Является ли «фокальный персонаж» и «точка зрения персонажа» одним и тем же?
Точка зрения персонажа — это когда мы смотрим через его глаза в истории. По сути, мы оказываемся в его шкуре.
Но не обязательно он тот, вокруг кого вращаются события. Шерлок Холмс — фокальный персонаж; точка зрения Ватсона. В «Мальтийском соколе» Дэшилла Хэммета фокальный персонаж — Сэм Спейда, а точка зрения авторская.
С другой стороны, Франсуа Вийон и фокальный персонаж, и точка зрения в книге Роберта Льюиса Стивенсона «Ночлег Франсуа Вийона». То же самое для Гекельберри Финна у Марка Твена, Уолтера Хафф у Джеймса Кейна, Майка Хаммера у Микки Спиллейна и бесконечного количества других.
Так что фокальный персонаж может быть точкой зрения, но может и не быть.
Но он определенно будет центральным и самым важным персонажем, потому что он тот, кто отвечает за ориентацию читателя.
Возможно ли написать историю без фокального персонажа?
Конечно можно. Но наказание будет тем же, что может произойти с городским мальчиком, если дать ему сломанный компас, показывающий в разные стороны. Недостаток сильной центральной фигуры, за которую можно болеть или кидать в нее камни, ослабляет историю. Направление, продолжаемость и перспектива склонны к дезинтеграции.
В «Компании К» Уилльяма Марча, к примеру, каждая глава написана с точки зрения разных участников пехотного отряда в Первой мировой. Написано превосходно, отдельные эпизоды представляют значительный интерес, и автор устраняет возможную путаницу заранее, объясняя все «почему» и «в связи с чем» в открывающем эпизоде.
Но связности, которую дает фокальный персонаж, здесь просто нет. Книга остается скорей набором зарисовок, чем романом. Картина войны, которую пытается нарисовать автор, превращается в размытое пятно.
Как эффективней всего ввести фокального персонажа, чтобы добиться максимального значения и чувства?
Интригующий вопрос. Чтобы на него ответить, мы сначала должны обратить внимание на удивительный микрокосм, который мы называем:
Мир истории
Вам нужно запомнить три ключевых момента о мире, в котором происходит ваша история:
а. Ваш читатель никогда здесь не бывал.
б. Это чувственный мир.
в. Это субъективный мир.
Каждый из этих пунктов критически важен. Чтобы создать мир для истории, нужно сыграть Бога в личном Генезисе. Вы поймете эти пункты лучше, если вы примените их к реальному миру, в котором вы и читатели живете каждый день.
Наш мир — большое, гулкое, насквозь продуваемое место, в котором просто потеряться. Неважно, сколько вы путешествуете, всегда найдутся новые места для исследования, странные аллеи, которых вы раньше не видели.
В равной степени вы мало что можете предположить о биографии вашего читателя. Он может быть не знаком с джунглями Кении, или деловой жизнью в сингапурском Раффлз-плейс. Так что единственный путь — прорисовывать каждый сеттинг перед глазами читателя во всех цветах и в достаточном количестве деталей — не говоря уж об уместности — чтобы сделать его совершенно живым для него.
Следующий вопрос: Как оживить сеттинг?
Ответ, разумеется, лежит в самом человеческом животном. Его мир — это чувственный мир: мир зеленой травы и белых домов, мурчащих котят и рычащих грузовиков, Шанель №5 и дымка над костром, свежего холодного сока и горячего с корочкой бекона.
Вы строите мир для своей истории из этих самых чувственных ощущений — зрение, слух, запах, прикосновение, вкус. Упор на яркий образ и запоминающиеся фигуры речи.
Затем, с помощью аналогий, вы связываете все это со знакомым — даже если это стоит вам слова, или двух, или трех. Это того стоит. Не нюхавший лунных кратеров может теперь понять, что они схожи с едким, серным, горячим дымом, поднимающимся из шахты взорвавшегося рудника.
Наконец, и, возможно, важней всего, вы продумываете систему взглядов, в которой существует этот мир.
Здесь вы должны установить связи всего происходящего до точки привязки с вашим фокальным персонажем.
Вы делаете это, подавая материал субъективно, по мере того, как ваш фокальный персонаж его получает.
Почему?
Потому что каждый из нас, на основе своих целей, склонностей и прошлого опыта реагирует на окружение собственным, уникальным образом. То, как я вижу вещи, зависит от моего настроения так же сильно, если не сильней, как внешние стимулы — место, человек или событие. Один человек будет дрожать в трущобах; другой внезапно проникается враждебностью, направленной на каждую грязную, заляпанную дверь; третий расслабляется, не обращая внимания на грязь или страх, потому что здесь он дома, в своем мире.
Слова, используемые автором, чтобы описать сеттинг, должны отражать подобные чувства. Сама ваша речь характеризует, что вам нравится, а что нет, несмотря на все попытки объективности.
И так вы строите ваш мир — переменчивую, субъективную местность, воплощенную в жизнь чувственными образами так ярко, что каждый читатель автоматически в нее перемещается, неважно, насколько ограничен его опыт.
Но не расслабляйтесь даже после этого. Ваша работа только начинается. Ведь мир истории далек от статичности, это постоянно меняющееся место.