опыт
Как продвигать роман и вывести его в топ OZON?
Журналист «Коммерсанта» Михаил Боков написал роман «Дед» — книгу о черных копателях. Роман стал бестселлером по версии OZON и попал в число номинантов на премии «Большая книга» и «Ясная Поляна». Как автору это удалось?
Михаил Боков, писатель и журналист
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Close
Для сайта «Хэмингуэй позвонит» Боков рассказал, как продвигать книгу, имея нулевой бюджет, как встроить литературу в пространство Youtube и как оказаться на парадных полках книжных магазинов.

Сделай сам

«Моя первая книга, роман-сатира «Я и дух президента П», вышла в 2011 году. Почти сразу она канула в небытие. Для издательства это был первый заход в художественную литературу: оно само не знало, что делать с текстом, и очень быстро отказалось от любых попыток продвижения. Мы провели несколько презентаций, постояли со стендом на ярмарке Non Fiction, и все. О книге не захотели писать критики. Очень скоро про нее забыли.

Так, я впервые столкнулся с реальностью: продвигать свой роман нужно самостоятельно. Пока ты не Прилепин, не Пелевин и не Акунин, никто не будет делать этого за тебя. Ждать супер-внимания от издателя бессмысленно. В ответ на ваши наезды и упреки в бездействии, издатель просто разведет руками: «А что вы хотите? У нас каждую неделю выходит по десятку книг. Когда, прикажете, заниматься всеми?».
Михаил Боков. Роман «Дед». Издательство «Питер», 2018 год
Издатель

«Издателя для первой книги «Я и дух президента П» я искал напряженно — около полутора лет. Проблема, как мне кажется, была в самом тексте. Речь в нем идет о человеке, который создает секту, где назначает верховным божеством президента.

Я рассылал письма, получал стандартные отказы. Единственный намек на человечность был в петербургском издательстве «Амфора». Тамошний редактор сказал: текст классный, бодрый, но связываться с таким сюжетом себе дороже.

В итоге издатель нашелся неожиданно. В журнале «Афиша» я прочитал интервью Елены Евграфовой, на тот момент она руководила столичным издательством Alpina Buisness Books. Елена сказала, что они собираются вместе с бизнес-литературой печатать и «художку», в том числе разный «трэш» — так она сказала. Я написал ей смешное письмо: «По трэшу у меня как раз кое-что есть». Довольно быстро получил положительный ответ, дело завертелось. Через 4 месяца книжка лежала на прилавках.

С романом «Дед» сложилось быстрее. Книжка была закончена весной 2017-го. Уже осенью ее захотело взять издательство «Питер». Я нашел их редактора через фейсбук и общих знакомых. Параллельно книгу смотрели в ЭКСМО и редакции Елены Шубиной. От первых я так и не дождался ответа. От вторых через близкие источники передали отказ: «Не наш формат. У вас там мужики ругаются и дерутся, а мы — за психологию и глубину».
Побег
Из лагеря уходили ночью. Полупьяные, скатали палатки в темноте и разворошили схрон. В схроне – нацистские побрякушки, снятые с костей шевроны, пуговицы, несколько орденов, две сотни патронов всех возможных калибров, четыре мины-«лягушки» и 11-килограммовый пулемет «MG 42» – адское творение вермахта, способное в свои лучшие годы выплевывать до полутора тысяч пуль в минуту. Ганин слышал истории, как солдат перерезало на части, когда в дело включался «MG». Разобрать его, смазать, настроить, сбагрить коллекционерам – и на вырученные деньги можно жить зиму.

– Видел бы нас сейчас Кузьмич, – кряхтел Фока, взваливая пулемет на плечо. – Ох, черт, тяжеленный…

– Отойдем подальше – перезахороним добро, – сказал Ганин. – Здесь люди, много людей. Разроют.

Двинулись, обходя огни костров. Старались не шуметь. Обитатели лагеря звенели бутылками, ходили хороводом от палатки к палатке. Кто-то пел песню – казачью, они пользовались почему-то особенной популярностью здесь.

– Не для-а-а меня-а-а-а, – тянул осипший голос, – придет весна-а-а…

Для многих это была игра, знал Ганин. Они, затянутые в модный натовский камуфляж, редко выходили с лопатами в поле. Все больше сидели у костров, вгрызались в шашлыки, заливали в себя водку и смеялись. В воскресенье паковали свои пожитки и отправлялись обратно в города. Меняли камуфляж на офисную униформу, продавали сантехнику, выгодные подключения, ценные бумаги, злоупотребляли словами «мерчандайз», «фэн-шуй», «клиентура» и по пятницам снова ехали в поля – как на дачу, это было вместо дачи у них. Братья Солодовниковы, местные, которые копали с малолетства, презрительно звали таких городскими. И не упускали случая унизить, подстебнуть, пощупать нерв.

Все это в первый сезон испытал на своей шкуре и новичок Ганин. К нему присматривались долго, потому что он, в отличие от других городских, много копал. Но, присмотревшись, наехали все равно.

Потерянный, бесноватый, проводящий дни в яме, полной человеческих костей, Ганин однажды у костра услышал в свой адрес пошлую шутку: «Пока ты здесь, Андрюша, бегаешь с лопаткой, жена твоя стоит рогаткой». Все загоготали. А когда опомнились, Ганин уже прижимал обидчика к земле и долбил выхваченной из костра головней. Обидчик скулил, закрывал голову руками. Его волосы дымились. Головня была жестким оружием.

Наутро после той драки свою палатку рядом с палаткой Ганина поставил Степан Солодовников.

– Степа, – представился он и кивнул на стоявшего за его спиной двухметрового детину. – А это Серега, мой брательник меньшой.

Серега протянул руку и ухмыльнулся:

– У вас там в Москве все такие резкие?

Ладонь его была одной большой гладкой мозолью.

Пожимая ее, Ганин задумался:

– Нет. Не все.

Редакторские, решил он, вряд ли узнали бы его вчера.

Очень скоро выяснилось, что у Ганина особый дар находить погибших солдат. Куда бы он ни пошел, где бы ни ткнул лопатой в землю, кости находились тотчас, словно ждали его. Братья Солодовниковы изумились. Бесхитростные, чуткие до всякой мистики, они решили, что стали свидетелями чуда.

Отрывок из романа "Дед", автор — Михаил Боков
Сталкеры и гики

«Роман «Дед» был более удачен в плане продвижения, потому что по содержанию он четко попадал в большую субкультуру. Книга — о черных копателях: о том, как люди, подобно сталкерам, бродят в условном пространстве русского леса. А это значит, что реальные копатели, фанаты лабиринтных игр-стрелялок, любители книг про «попаданцев», викингов, приключений и севера — все они целевая аудитория. И это огромное количество людей.

За месяц до выхода книги из печати я начал спамить целевые сообщества в интернете. В большинстве пабликов про черный коп и викингов можно писать сообщения на стенах без одобрения модератора — это было приятным открытием. С другими, я списывался лично и просил опубликовать пост о книге. Согласием отвечали примерно 40% владельцев пабликов. На тот момент я имел на руках готовую обложку книги, аннотацию, которую написал сам и — главный козырь — видеотрейлер к роману: youtube-ролик, который можно было прикрутить к любому посту в соцсетях».

Youtube

«Снять 2- минутный трейлер к книге стоило полугода работы, седины в волосах, но в итоге — ни копейки потраченных денег.

Мир полон молодых режиссеров, которые ищут проекты, пусть даже бесплатные, где могут себя проявить. Никто не знал, как выстрелит книга, а я расписывал ее будущее в самых ярких красках. Поэтому режиссера мы нашли быстро. Им стала Екатерина Зайцева, молодой московский талант.

Почти сразу оказалось, что вместе с режиссером нужна и масса других вещей: подбор актеров, наем аппаратуры и света, аренда костюмов и реквизита. Понадобилась даже собака. По сценарию трейлера, который и так писался с акцентом на максимальную дешевизну, собака лаяла и прыгала на черного копателя.

Все люди уехали снимать ролик в мерзлый подмосковный лес, не прося гонораров. Они взяли камеры и свет со студий, где стажируются сами. Попросили в долг костюмы у своих костюмеров. Привезли на съемки даже огромный рыцарский меч — в тексте меч, найденный героями, играет большую роль.

В производстве трейлера участвовали около 10 человек. Всем им хочется поклониться в ноги. Ролик дал возможность зайти с книгой на неизведанную территорию видео, усилил презентацию, сделал книге «красивое лицо» перед критиками. В Youtube ролик посмотрело немного людей — около 1,5 тысяч человек. Однако видео с охотой репостят «Вконтакте», где суммарное количество просмотров перевалило за 100 тысяч. Осенью трейлер к роману «Дед» уедет в Берлин, на фестиваль рекламных короткометражек Ciclope».
Читатели и критики

«Пробивать публикации в изданиях — еще одна обязанность автора-ноунейма. Лучше всего писать критикам лично. Алгоритм такой: сначала идете на сайт интересующего вас издания и узнаете, кто пишет на тему литературы. Затем находите этого человека в социальных сетях и представляетесь, предлагаете книгу ему на рецензию. Соцсети имитируют момент личного знакомства. Нередко, люди отказывались писать рецензию сами, но направляли книгу в другие руки, делились нужными контактами.

Впрочем, переоценивать роль печатных СМИ в продвижении книги не стоит. Социальные сети могут дать намного больше. Для примера: публикация о романе «Дед» в газете «Известия» дала около 5000 просмотров, публикация в «АиФ» — 2000. При этом, когда информацию о романе разместил у себя на страничке известный копатель, глава одной из групп приборного поиска в Подмосковье, это сообрало более 15 000 просмотров и с десяток перепостов.

Фэн-шуй вручную

«В магазины Петербурга и Москвы роман «Дед» приехал почти одновременно с новыми книгами Стивена Кинга и Бориса Акунина. Это привело к тому, что в ряде бук-шопов «Дед» сразу отправился на задние полки (а Акунин с Кингом — на парадные).

Решив, что любое движение лучше бездействия, я выбрал партизанский маркетинг. А именно — заходил в магазины и вручную переставлял свои книги. Брал их с задних полок, 4-5 штук, и нес к полкам «Бестселлеры». Там отдирал наклейки с надписями «Покупают все!» с книг мэтров, клеил на свои книги и красиво водружал среди новинок.

Спорно? Вероятно. Но воспоминания о том, как канул в безвестности, словно камень в болоте, мой первый роман, оставляли мало времени для рефлексии. Надеюсь, Стивен Кинг мне простит».

Коллаборации

«Мое мнение: книгу нужно всеми силами выводить за рамки обычного — и, как кажется, довольно узкого — книжного пространства. Снять видео, подарить книгу публичной персоне, регулярно записывать аудио-подкасты — в борьбе за хорошие продажи любые средства хороши.

Конкретно сейчас идет речь о проекте с рядом рэп-музыкантов. Я пишу и предлагаю им прочитать главы из романа «Дед» под музыку и снять на телефон короткие ролики. Проект пока идет туго. Но уже согласился Жак-Энтони, создатель саундтрека к последнему фильму Федора Бондарчука. Идут переговоры с Оксимироном и группой «Каста».

Результат

«Роман «Дед» вышел тиражом 4000 экземпляров. За два месяца с начала продаж ушло около 2/3 тиража. Книга три недели висела в списке бестселлеров сайта OZON, попала в число номинантов на премии «Большая книга» и «Ясная Поляна».

Издатель считает это хорошим результатом, но меня он абсолютно не устраивает. Для себя я решил так: пока мой текст не будет читать каждый второй человек в метро, война не выиграна».

Made on
Tilda