– Ты говоришь о том, что рассказывать истории – это серьезная наука?
– Да. Рассказывать правильные истории, вдохновляющие истории. Я всегда говорю о том, что любой инфлюенсер должен выучить два слова: цель и ценность.
– «Красная и синяя таблетка»?
– У каждого человека, который хочет публичности, есть свои цели. Не бойтесь этого, примите это как данность. Мы все чего-то хотим в этой жизни. И не надо прикрываться высокими формулировками, что мы живем, чтобы отдать этому миру какое-то бесконечное количество добра. Мы живем, чтобы наш внутренний мир пришел к внутренней гармонии. Мы все эгоисты. Мы хотим чувствовать себя чуть-чуть лучше, чуть-чуть счастливее. И для каждого человека ощущение счастья абсолютно разное. Это и есть наша цель.
– А что такое ценность?
– Вы должны отдавать что-то своей аудитории. Аудитория тратит на вас свое время, и вы покупаете её внимание. Вы должны что-то дать взамен. В социальных сетях мы расплачиваемся не деньгами, а вниманием.
– Как же создать эту ценность?
– Вы должны сказать аудитории, что она получит, приходя к вам. «Я научу вас здоровому образу жизни, помогу вам избавиться от токсичных привычек, замотивирую вас на что-то». Люди приходят к вам, потому что у них где-то что-то болит. Они хотят развлечься, они ищут сообщество. У каждого человека есть свои цели.
– И на стыке цели и ценности и рождается история?
– Да, история, которая не о том, как я сижу, пью кофе с круассаном. А история, которая обращена на человека, который слушает. Самые сильные истории – это истории, которые поднимают универсальную проблематику. Каждый человек, читая вашу историю, видит в ней себя.
– Итак, истории с Патриков — «смотрите я ем вкусный круассан» — не катят. Что нужно?
– Да, истории с круассаном – это не то. Нужна искренность, настоящая история, которая покажет вас таким, какой вы есть. И научат людей чему-то.
– То есть мне нужно решать проблемы других людей, стать ролевой моделью, вдохновлять их?
– Не обязательно. Вы можете показать себя человеком, который также борется, обламывается. Как бы вы вдохновили людей, если бы вы пошли в спортзал, а потом сказали, что пивко пересилило? Но это «трушно» — опубликуйте такую историю. И вам поверят больше, чем если вы выложите фото, обработанное кучей фильтров.
– И что делать дальше?
– Обсуждайте происходящее со своими подписчиками. Может быть, они дадут вам советы, а может быть, вы просто поговорите о том, что жизнь невозможно изменить.
– В каком формате и на какой платформе лучше всего это делать?
– Я не могу сказать, что есть одна идеальная платформа. Сейчас все меняется очень быстро. Я могу сказать, что нужно выбрать ту, которая вам больше нравится.
– То есть важен не формат, а история?
– Да, и не надо менять привычки аудитории. Не приходите в YouTube и говорите: «Сейчас я вам буду показывать тексты на картинках». Это будет странно выглядеть.
– Как же тогда строить свой блог?
– Относитесь к нему как к сериалу. В нем есть последовательная история, «дуга», в которой что-то происходит, и все это приводит к кульминации и развязке.
– Хорошо, допустим, у нас есть качественная история. Какой формат выбрать? Текст, картинка, видео?
– Все зависит от социальной сети, где вы присутствуете. Повторюсь, не надо менять привычки аудитории.
– Итак, как же начать?
– Нам нужно определить цель. Зачем вам нужен этот блог?
– А каким будет второй шаг?
– Нужно понять, кто в конце маркетинговой воронки. Нам нужно определить целевую аудиторию.
– Как это понять?
– Самое простое и правильное – сесть и подумать, кто же тот человек, которому вы пытаетесь что-то продать. Продажи – это не про логику, а про эмоции. У нас, кстати, три мозга, а не один: рептильный, лимбический и неокортекс. Рептильный – самый древний, он рулит нашими инстинктами: «хочу больше кайфа». И 93% решений мы принимаем бессознательно.
– То есть мы все немного ящерицы?
– В каком-то смысле да. Мы, рассказчики, можем управлять этим инстинктом, чтобы продавать лучше. Рассказывая истории, мы вызываем эмоции.
– И заставляем людей привязываться к нам?
– Да. Чтобы им было кайфово в вашем блоге. И потом вы можете продавать все что угодно: экспертность, курсы, книги, печенье. Главное – понять, что интересно вашей аудитории.
– А как заставить людей захотеть купить?
– Дать эмоции, показав, что эти эмоции вызывает ваш «товар». Как это сделать? Используйте яркие истории, «провокации», польза, ценность. Станьте источником дофамина.
– Дофамин? Это что, наркотик?
– Дофамин – нейромедиатор, он запоминает положительный опыт и заставляет мозг хотеть его повторить. Когда вы слышите яркую историю, вы испытываете эмоции. Вот почему истории — это наркотик.
– То есть все дело в сторителлинге?
– Да, но еще и в умении продавать. Публичные люди – они не просто хорошие рассказчики, они еще и мастера маркетинга.
– А как же непубличные люди, у которых есть классные истории?
– Они просто не умеют использовать технологии. Любой продукт можно продать, наделив его ценностью и эмоциями.
– Как научиться «продавать»?
– Нужна дерзость. Хорошая история не всегда доходит до своей аудитории, потому что рассказчик не умеет ее преподнести. А иногда просто стесняется ее рассказать.
– Итак, все дело в эмоциях. То есть мы подсаживаем людей на дофаминовую иглу?
– Да, мы все зависимы от дофамина.
– То есть мы манипулируем людьми?
– В каком-то смысле да. Но мы же все зависимы от дофамина. Задача – делать это с гуманизмом, преследовать свои цели, но при этом давать людям пользу.