диалоги
«В социальных сетях мы расплачиваемся не деньгами, а вниманием»
В мире, где публичность - это новая валюта, блогерство переросло в серьезный бизнес. Егор Апполонов, автор книги «Боги великих блогов», делится секретами успеха в инфлюенс-маркетинге и раскрывает правду о том, как завоевать внимание аудитории в эпоху цифрового контента.
Егор Апполонов
– Ты писал книгу 2 года. Давай посчитаем: 2 года, 222 страницы. Почему так долго? Расскажи, как пришла идея и как вообще происходил процесс?

– Я не из тех, кто пишет быстро. Мы с Мариной Степновой называем себя писательскими улитками – пишем очень медленно. Чтобы разогнаться и собрать всю информацию, мне нужно время. Много времени. Плюс, фактура для этой книги – не просто фантазия из головы. Это не художественное произведение, где можно выдумать вселенную. Все истории в книге – реальные, происходили с реальными людьми. Кроме Лил Микелы. Она – виртуальный инфлюенсер, впрочем история ее создания тоже реальна.

– И как же вы собирал все эти истории?

– Каждая глава – это история конкретного героя, ситуация, которая стала для него поворотной. Я хотел показать, как быть инфлюенсером, как вести свой блог. Пришлось потратить много времени на изучение биографий всех этих людей: Ким Кардашьян, Илон Маск, Арианна Хаффингтон, Пьюдипай... Информации очень много. Нужно было ее собрать, переосмыслить и переработать так, чтобы получилась интересная история. Найти факты, сложить их, создать пазл из разных источников. Это кропотливая, муторная работа с источниками, начитывание материала, как я это называю.

– Итак, как же все происходило в реальности?

– Я  написал, отложил, потом понял, что надо все переписать, переписал. Пришел редактор, Алексей Портнов, сказал, что текст хороший, но нужна дополнительная работа. И эта работа, она тоже заняла очень много времени. Надо убирать все лишнее, чтобы читатель не заскучал. Нужно, чтобы текст избавился от лишнего «жира», от этих «стероидов» (лишних слов, присущих всем писателям). Все это требует времени. Написание текста – 50% времени, редактура – 50%, еще 50% редактура, итого 150% – вот так долго всё это пишется.

– А зачем было так долго и мучительно создавать книгу?

– Мне хотелось сделать ее не просто учебником, не просто дать 10 правил блогера, чек-лист инфлюенсера. Это скучно. Я хотел захватить читателя яркими историями, даже тех, кто не собирается вести блоги. Мне было интересно узнать, как знаменитая задница Кардашьян появилась на обложке журнала, как Илон Маск обрушил рынки, как PewDiePie взломал принтеры и отправил послания, прося подписаться на его канал...
Мне было интересно узнать, как знаменитая задница Кардашьян появилась на обложке журнала, как Илон Маск обрушил рынки, как PewDiePie взломал принтеры и отправил послания, прося подписаться на его канал
Егор Апполонов
Егор Апполонов
— То есть это не практическое руководство «сделай вот так, получишь всемирную славу»?

– Я не люблю волшебные таблетки, которые обещают сделать из тебя звезду за пару дней. Я хотел собрать стратегии, которые используют успешные инфлюенсеры. Такие ролевые модели – на мой субъективный взгляд —наиболее убедительный пример того, что нужно делать, и как. В конце каждой главы я даю небольшое резюме, что мы можем взять из этой истории, даю какие-то жизнеутверждающие цитаты, наводки... Но в конечном итоге, читатель должен проделать сам свою умственную работу — хотя бы потому, что такая умственная работа накладывает на самого блогера некие обязательства. Ты должен осмыслить всю эту информацию, переработать ее в своем мозгу, чтобы понять, как ты можешь ее использовать лично ты.

– То есть нет универсального рецепта?

– Нет, нет универсальной стратегии, нет универсального рецепта: делай «а», делай «б», делай «в», и тогда у тебя все получится. Это так не работает. Наверное, единственный универсальный рецепт, который можно вывести из этой книги, звучит так: «формула звездного блога» — очень много работать. Без этого не будет чудес. Все люди, которые представлены в этой книге, – настоящие трудоголики, которые работают без выходных, чтобы достичь того, что у них есть, и удержать позиции, которые у них есть. В этом смысле, да, есть «формула звездного блога» – просто чертовски много работать.

– Вот, опять — волшебной таблетки не будет. Все, расходимся.

— У нас нет волшебной палочки. У нас есть только нейронные связи в голове, которые надо очень сильно тренировать, чтобы что-то получилось. Основная мысль, которую я хочу донести до аудитории — нужно заражать людей эмоциями, рассказывая яркие истории. Вот это, наверное, то, что стоит вынести в качестве основной идеи этой книги. Рассказывай эмоциональные истории. Делай это регулярно. Вкладывай очень много усилий в то, что ты делаешь.

– Многие люди, читая о чужом успехе, скажут: «У него  получилось, а у меня, хотя я повторял все шаги, не получится». Такие люди как бы перекладывают ответственность на автора стратегии.

– Да, можно так объяснить провал. Успех, который обещают все эти формулы «успешного успеха», иллюзорен. Но всегда можно сказать: «Ну, у меня не та формула, она неправильно работает, поэтому дайте мне другую формулу, я пойду к другому инфо-бизнесмену». Мне кажется, многие люди на самом деле не хотят публичности, они хотят создать в своей голове ощущение, что они как бы это могут сделать, но им обязательно это делать, чтобы получить то самое удовлетворение. «Я уже знаю эту формулу успеха, и мне этого достаточно, но я как бы её ещё не применил, поэтому однажды я выстрелю, и мой блог засияет».

– Расскажи о таком феномене, как публичность? Зачем все это?

– Публичность сейчас – новое золото. Чем бы ты ни занимался, открываешь ты свой бар или продвигаешь свои книги, идеи, если у тебя есть аудитория, ты уже в выигрышном положении. Аудитория – твой актив. Мы живем не в вакууме, мы живем в эпоху «все объединены в сети». Поэтому коммуникация сейчас очень важна.

– То есть необходимо строить личный бренд?

– Да, и это очень важно, потому что ты никогда не знаешь, чем ты будешь заниматься. Если у тебя есть платформа, через которую ты можешь транслировать свои интересы, ты получаешь мгновенный отклик от аудитории, от лояльной аудитории. Любой инфлюенсер – это человек, который вдохновляет, который вызывает доверие. И этот барьер недоверия — «мне что-то впаривают» — уходит. Критическое мышление отключается, потому что: «Вот же он, мой любимый, купил себе такую помаду, значит, и я хочу». Я бы призвал задуматься каждого человека, кто так или иначе имеет какие-то амбиции в этой жизни, принять правила игры, которые сейчас существуют. И понять, что если на шахматной доске стоит много фигур, то для того, чтобы быть ферзем, нужно, чтобы вокруг стояло очень много пешек.
На шахматной доске стоит много фигур. Чтобы быть ферзем, нужно, чтобы вокруг стояло очень много пешек.
– Ты говоришь о том, что рассказывать истории – это серьезная наука?

– Да. Рассказывать правильные истории, вдохновляющие истории. Я всегда говорю о том, что любой инфлюенсер должен выучить два слова: цель и ценность.

– «Красная и синяя таблетка»?

– У каждого человека, который хочет публичности, есть свои цели. Не бойтесь этого, примите это как данность. Мы все чего-то хотим в этой жизни. И не надо прикрываться высокими формулировками, что мы живем, чтобы отдать этому миру какое-то бесконечное количество добра. Мы живем, чтобы наш внутренний мир пришел к внутренней гармонии. Мы все эгоисты. Мы хотим чувствовать себя чуть-чуть лучше, чуть-чуть счастливее. И для каждого человека ощущение счастья абсолютно разное. Это и есть наша цель.

– А что такое ценность?

– Вы должны отдавать что-то своей аудитории. Аудитория тратит на вас свое время, и вы покупаете её внимание. Вы должны что-то дать взамен. В социальных сетях мы расплачиваемся не деньгами, а вниманием.

– Как же создать эту ценность?

– Вы должны сказать аудитории, что она получит, приходя к вам. «Я научу вас здоровому образу жизни, помогу вам избавиться от токсичных привычек, замотивирую вас на что-то». Люди приходят к вам, потому что у них где-то что-то болит. Они хотят развлечься, они ищут сообщество. У каждого человека есть свои цели.

– И на стыке цели и ценности и рождается история?

– Да, история, которая не о том, как я сижу, пью кофе с круассаном. А  история, которая обращена на человека, который слушает. Самые сильные истории – это истории, которые поднимают универсальную проблематику. Каждый человек, читая вашу историю, видит в ней себя.

– Итак, истории с Патриков — «смотрите я ем вкусный круассан» — не катят. Что нужно?

– Да, истории с круассаном – это не то. Нужна искренность, настоящая история, которая покажет вас таким, какой вы есть. И научат людей чему-то.

– То есть мне нужно решать проблемы других людей, стать ролевой моделью, вдохновлять их?

– Не обязательно. Вы можете показать себя человеком, который также борется, обламывается. Как бы вы вдохновили людей, если бы вы пошли в спортзал, а потом сказали, что пивко пересилило? Но это «трушно» — опубликуйте такую историю. И вам поверят больше, чем если вы выложите фото, обработанное кучей фильтров.

– И что делать дальше?

– Обсуждайте происходящее со своими подписчиками. Может быть, они дадут вам советы, а может быть, вы просто поговорите о том, что жизнь невозможно изменить.

– В каком формате и на какой платформе лучше всего это делать?

– Я не могу сказать, что есть одна идеальная платформа. Сейчас все меняется очень быстро. Я могу сказать, что нужно выбрать ту, которая вам больше нравится.

– То есть важен не формат, а история?

– Да, и не надо менять привычки аудитории. Не приходите в YouTube и говорите: «Сейчас я вам буду показывать тексты на картинках». Это будет странно выглядеть.

– Как же тогда строить свой блог?

– Относитесь к нему как к сериалу. В нем есть последовательная история, «дуга», в которой что-то происходит, и все это приводит к кульминации и развязке.

– Хорошо, допустим, у нас есть качественная история. Какой формат выбрать? Текст, картинка, видео?

– Все зависит от социальной сети, где вы присутствуете. Повторюсь, не надо менять привычки аудитории.

– Итак, как же начать?

– Нам нужно определить цель. Зачем вам нужен этот блог?

– А каким будет второй шаг?

– Нужно понять, кто в конце маркетинговой воронки. Нам нужно определить целевую аудиторию.

– Как это понять?

– Самое простое и правильное – сесть и подумать, кто же тот человек, которому вы пытаетесь что-то продать. Продажи – это не про логику, а про эмоции. У нас, кстати, три мозга, а не один: рептильный, лимбический и неокортекс. Рептильный – самый древний, он рулит нашими инстинктами: «хочу больше кайфа». И 93% решений мы принимаем бессознательно.

– То есть мы все немного ящерицы?

– В каком-то смысле да. Мы, рассказчики, можем управлять этим инстинктом, чтобы продавать лучше. Рассказывая истории, мы вызываем эмоции.

– И заставляем людей привязываться к нам?

– Да. Чтобы им было кайфово в вашем блоге. И потом вы можете продавать все что угодно: экспертность, курсы, книги, печенье. Главное – понять, что интересно вашей аудитории.

– А как заставить людей захотеть купить?

– Дать эмоции, показав, что эти эмоции вызывает ваш «товар». Как это сделать? Используйте яркие истории, «провокации», польза, ценность. Станьте источником дофамина.

– Дофамин? Это что, наркотик?

– Дофамин – нейромедиатор, он запоминает положительный опыт и заставляет мозг хотеть его повторить. Когда вы слышите яркую историю, вы испытываете эмоции. Вот почему истории — это наркотик.

– То есть все дело в сторителлинге?

– Да, но еще и в умении продавать. Публичные люди – они не просто хорошие рассказчики, они еще и мастера маркетинга.

– А как же непубличные люди, у которых есть классные истории?

– Они просто не умеют использовать технологии. Любой продукт можно продать, наделив его ценностью и эмоциями.

– Как научиться «продавать»?

– Нужна дерзость. Хорошая история не всегда доходит до своей аудитории, потому что рассказчик не умеет ее преподнести. А иногда просто стесняется ее рассказать.

– Итак, все дело в эмоциях. То есть мы подсаживаем людей на дофаминовую иглу?

– Да, мы все зависимы от дофамина.

– То есть мы манипулируем людьми?

– В каком-то смысле да. Но мы же все зависимы от дофамина. Задача – делать это с гуманизмом, преследовать свои цели, но при этом давать людям пользу.

Made on
Tilda