Жанр понятен. А форма?
Тогда это была идея не романа, сценария. Но это было месиво. Свалка идей, фамилий, фотографий, писем, каких-то заметок, сканов статей. Текста или сюжета по-прежнему не было. Зато были довольно мрачные личные обстоятельства. Я старалась забить дни работой, чтобы не думать и не принимать решений. И вот как-то пошла прогуляться, выпить кофе в компании. И один человек мне сказал «Смотри, видишь у домов белые бока? Это ракушечник. Здесь раньше было море». Я вернулась в офис и вместо запланированного релиза села и написала:
«Город построили на дне. Дома все были с белыми боками, из ракушечника. Этого камня осталось много после того, как море ушло сотни лет назад. А камни остались, и их брали для строительства города, для чего рыли глубокие ходы в склонах холмов. Об этом мне рассказал мой друг, горячо увлеченный студент-биолог. Море ушло, но осталась река, очень широкая. И оглядываясь назад, я всегда вижу город будто сквозь желтоватую речную воду. Он, как желтая скибка дыни, золотой от солнца...»
И дальше. Написала полностью начало и финал романа. И эти строчки я потом не меняла, хотя это стоило мне отказа одного из издательств. Но я поняла, что у моего героя финал может быть только и именно таким.
Текст пошел. Я сидела на работе допоздна. Когда работала в других городах, писала на съемной квартире, ночью, на общей кухне. Писала в поезде. Тогда я поняла, что писать можно везде. Я спать не могла. Видела, как мой герой ждет меня, сидит на подоконнике, стучит пальцами по стеклу, нервничает. Я много пишу в блог, в фейсбук обо всем, а в инста о детективных сериалах. Кроме того, я журналист. Но текст романа получался не похожим ни на один мой текст до этого. Тут тоже был подвох. Сюжет развивается в 20-е годы, когда уже началось изменение языка. Довольно серьезное. И чтобы это передать я читала личную переписку, Мариенгофа, Булгакова. В тексте нет вот такого: «крыша ея ландо зацепилась за медный ять на вывеске ресторации». Оказалось, что мои герои, эти люди из 20-х годов XX века, удивительно близки нам. Людям из 20-х годов, века XI. Их надежды, страхи. Им также обещали, что «мир не будет прежним».
Их надежды, чаяния — мелкие, бытовые, понятные. Все это тоже захотелось взять в текст. Например, какой был кофе? Где они «доставали» его? Что подавали в ресторанах, что носили. А духи, какие были духи? Или вот врачи, надевали ли они перчатки когда работали? Было ли удостоверение у полицейского или нет? Ответы на сотни вопросов заняли два с половиной года работы. Оставалась еще часть, связанная именно с судебной медициной. Я подружилась с патологоанатомами. Писала врачам.
Название у меня было сразу. «Черный чемоданчик Егора Лисицы» - это его чемоданчик врача. Он важный, хоть и неодушевленный, персонаж:
«Сильно потертый в глубоких складках на тусклой черной коже, толстый, как старый мопс, этот чемоданчик был моим единственным ценным имуществом.»