— Как пробиться молодым?
Сегодня в литературе трудно всем, молодым особенно. Крупные издательства — это заводы, и не по производству книг, а по производству денег. Редакции современной российской прозы там в аутсайдерах. Есть профессиональные, любящие литературу редакторы, заинтересованные в новых авторах, но над ними стоят «продажники», они главнее. Реальный путь — литературные премии для молодых авторов. «Дебют» сейчас на паузе, но работает «Лицей». Даже если автор не побеждает — его могут заметить эксперты, члены жюри. Еще неплохо напечататься в толстом литературном журнале — как бы ни казался сегодня этот формат устаревшим. Можно продвигаться через интернет, например, через платформу «Ридеро». Но там мало написать, надо себя прорекламировать, пробиться сквозь толщу конкурентов к своему читателю. В общем, плывем против течения.
— В чем самая большая, на ваш взгляд, проблема молодых писателей? Вы координатор крупнейшей литературной премии «Дебют» (искренне надеюсь, что она запустится снова в ближайшее время) — вы прочли множество текстов. Можно ли выделить какую-то общую для всех проблему?
Если бы можно было выделить общую для всех проблему, существовало бы (по крайней мере, в теории) общее для всех решение. Его не существует. Есть проблемы формата высказывания: история на рассказ не растягивается на романные сто пятьдесят страниц, политическая эмоция не порождает полноценной эстетики. Есть проблема провинциальности: она острее не у тех, кто пишет «деревенскую прозу», а у тех, кто ставит себе абсолютным образцом великий американский роман. Есть проблема — попытка повторить чужой успех. Есть, наконец, проблема совмещения писательской работы с жизнью, где надо ходить в офис за зарплату, добираться до офиса, иногда по полтора часа в один конец, растить детей, строить семью.
— В одном из интервью вы сказали, что нельзя научить писать, как Ольга Славникова. И в то же время уточнили, что писателя можно провести по тропинке к самому себе. Как вы помогаете в этом начинающим авторам?
Не существует литературных способностей «вообще». Всегда есть склонность к определенному типу письма, форме, жанру. По моему убеждению, это в писателе врожденное. На занятиях в моих мастерских мы со студентами определяем, кто в мировой литературе их «ближайший родственник». Проще говоря: чьи книги вызывают веру в литературу и желание писать. Родня обнаруживается самая разная: от Улицкой до Маркеса и от Кафки до Булгакова. Затем мы занимаемся «воровством»: пишем эскизы-подражания, копируем приемы, стилистику, чтобы понять все это «с руки». Так студенты художественных вузов копируют в музеях картины мастеров. Потом идут более тонкие подстройки: совмещение приемов и стилистик с литературным замыслом студента. Вот это описать невозможно, я сама иногда не понимаю, как это происходит, веду студента на интуиции.
— Какие знания действительно необходимы начинающему писателю? Я могу вспомнить, как минимум пятнадцать книг из серии «как стать писателем». Мне кажется, что сейчас возникла определенная спекуляция на потребности людей изливать свои мысли. Есть ли действительно важные учебники, которые стоит прочесть?
Учебников много, во всех примерно одни и те же рекомендации. Надо понимать, что учебники рассчитаны не на собственно прозаиков, а на будущих авторов коммерческих книг. Там излагаются правила, которые все-таки стоит знать и учитывать. Я рекомендую студентам книгу Джеймса Фрея «Как написать гениальный роман». Там много толкового, студенты уважительно называют книгу «годной». Хотя все понимают, что есть только один способ написать гениальный роман: быть гением.
— А что насчет литературных курсов? Школ?
Разделим проблему на две части. Первая: базовое филологическое образование. Если в литературу идет экономист или айтишник, ему такое образование необходимо как воздух. Его дает Литературный институт (как второе высшее) и теперь — магистратура Высшей школы экономики. Второе: практическая учеба в мастерских. Здесь рекомендую школу CWS, где сама преподаю. Мастерская — это развитие практических навыков: построение сюжета, разработка персонажей и т.д. Тут важен непосредственный контакт с мастером, личность мастера. У меня в молодости был учитель-уникум: Лев Григорьевич Румянцев, заведующий отделом прозы журнала «Уральский следопыт». Он мне ставил руку. В мастерских я опираюсь на некоторые его методики. И это работает.
— Вы ведете курс «Проза для начинающих» в Creative Writing School. Кому он адресован?
Тем, кто делает в прозе самые первые попытки. Авторам одного-двух-трех рассказов, пока нигде не напечатанных. Или авторам некоего незавершенного текста, с которым непонятно, что делать. Курс «Проза для начинающих» в основном посвящен тому, как устроен рассказ. Считается, что малая форма в прозе более легкая, хотя на самом деле это не так. Есть и «Проза для продолжающих». Там разбираемся с крупными формами: романом, романом в рассказах, циклами новелл.
— Сколько времени (текстов прочесть) вам нужно, чтобы определить потенциал автора?
На самом деле, достаточно одной страницы. Конкурсное задание в мою мастерскую для начинающих — рассказ на четыре тысячи знаков. И на этом объеме уже видно, может ли автор у меня учиться. Другой вопрос: может ли автор на нынешнем своем этапе написать роман. Тут требуется хотя бы страниц двадцать и синопсис.
— Расскажите, пожалуйста, о литературном коучинге, который вы предлагаете в рамках проекта Creative Writing School? Сложно ли к вам попасть?
Выше мы говорили об «одиночной кругосветке» романиста. Суть коучинга в том, что я присоединяюсь к автору в его опасном путешествии. Мы вместе разбираемся с тем, что у автора уже написано, прорабатываем сюжет, выявляем сюжетные тупики (порождающие много непродуктивного труда и лишнего текста). Обсуждаем героев, их психологию, мотивации. Иногда проектируем будущую книгу от замысла, от первого эскиза. Вместе ищем нужную для романа информацию. Очень тонкая вещь — выявление органичной автору стилистики. Одна молодая писательница очень меня порадовала, оказавшись своеобразным импрессионистом, что позволяет ей решать громоздкие композиционные задачи исключительно за счет стиля. А попасть ко мне проще, чем кажется. Нужно отправить заявку на сайт CWS, и, если есть потенциал, я человека беру, что называется, «с улицы». Ну, может, придется подождать пару месяцев, если на сейчас все забито.
— Дает ли этот коучинг какие-либо привилегии попадания в издательства?
Мои рекомендации, если это можно назвать привилегией. При всех сложностях, мне есть кому дать сигнал о новом авторе.
— Не все могут себе позволить обучение у вас, или в «Хорошем тексте». Есть ли какие-то кружки, сообщества профессиональных литераторов, куда могут прийти «простые ребята из провинции»?
Увы, все, что я знаю, что можно принимать всерьез, — все платное. Это характерное безобразие сегодняшнего дня. Мало того, что профессия писателя не кормит даже нищенски — еще и надо вкладывать в себя деньги, чтобы потом делать хорошо свою сложнейшую работу, получить имя в литературе. У писательских школ должны быть спонсоры. Это задача ответственного бизнеса. Но у меня, знаете, такое впечатление, что бизнесу стало как-то обидно поддерживать русскую литературу. Вроде и деньги какие-то есть — много ли надо писателям по сравнению, например, с кинематографистами? Но не хватает в кризис какой-то душевной свободы, душе тесно, тревожно, так, что книжку не почитаешь, а тут лезут без понимания с просьбами. В общем, у меня пока не получается ничего добыть. Все, что могу — это от меня бесплатные бонусы в виде дополнительных занятий, консультаций.
— Развитие цифровых технологий сильно повлияло на издательские процессы — теперь каждый может издать книгу совершенно бесплатно (например, на Ridero). Осталась ли сейчас необходимость в классическом «аналоговом» издательстве? В чем вообще функция издательства в XXI веке? (Дмитрий Глуховский называет два пункта: "редактура текста", "дистрибьюция").
Самиздат в Интернете лишен одной важной составляющей: экспертизы. Классическое издательство — это бренд, заявление уровня, туда попадает не каждый. Можно, конечно, спорить о качестве экспертизы в каждом отдельном случае, но необходимость экспертизы в целом отрицают только графоманы. Литература иерархична: есть писатели топовые, писатели второго ряда, третьего ряда, есть молодые-перспективные. Опять-таки — можно спорить по каждой отдельной писательской фигуре, но само существование рядов есть константа. Иерархия существует, несмотря на все спекуляции пиара и искажения книжного рынка. Потому самиздат никогда не победит.
— Расскажите, пожалуйста, о "Прыжке в длину"? Как долго вы работали над текстом?
Если брать чистое время — я работала над романом три года. Но так случилось, что параллельно писался еще один роман, уже упомянутый «2050». И он должен был появиться первым. Я начинала писать об изоляции России, когда еще не было никакой изоляции. Но тут грянул 2014 год: присоединение Крыма, санкции, события на Украине и так далее. Уже невозможно было воображать будущее без учета всех этих реалий. «2050» пришлось обдумывать заново, и на первый план вышел роман о талантливом атлете, потерявшем в чемпионском прыжке обе ноги. При этом герой спас мальчика, побежавшего за мячом под колеса. Но целью было не спасение ребенка, а сам прыжок, рекорд, которому пришло время именно в тот роковой момент. Вообще, для меня главная задача романа — услышать и передать поступь рока.
— Знали ли вы с самого начала куда приведет повествование? И вообще — вы планируете свои тексты или следуете за нитью повествования?
С самого начала у меня есть несколько гипотез о финале. По мере развития сюжета они отбрасываются, и впереди возникает нечто, совершенно незапланированное. Главный герой романа «Прыжок в длину» Олег Ведерников оказался самым своевольным из всех моих персонажей. Такого опыта у меня еще не было. Этот парень, если хотите знать, меня переспорил и победил. Он должен был стать капитаном команды баскетболистов-колясочников, но вместо этого все бросил, потому что уловил общественную фальшь вокруг инвалидного спорта. Он должен был убить — но отказался стать убийцей. Ему предстояло гордо отказаться от любимой женщины, а он спросил — собственно, с какой стати? И поступил по-своему. И правильно сделал.
— Вы говорили, что много изучали вопрос протезирования в сети. Но насколько важный реальные литературные переживания для писателя? Насколько писателю необходимо проводить время в полях? Или же можно вполне как Пикуль сидеть, обложившись монографиями и писать, не выходя из комнаты?
Протезирование, типы протезов, проблемы инвалидов-опорников я изучала не только в сети, но, как вы сказали, в поле. Такие исследования абсолютно необходимы. Иначе я, например, не могу визуализировать важную для героев реальность, не могу попасть «в шкуру» инвалида. Но и «монографии», то есть письменные источники, тоже нужны и важны. В интернете, кроме того, много фото и видео, что тоже писателю в помощь. У всех авторов исследования строятся по-разному. По одной гипотезе, Артур Хейли, чтобы написать «Отель», сам работал управляющим отеля какое-то время. По другой версии, он ограничился изучением специальной литературы по гостиничному бизнесу. Второе вполне возможно: уровень визуализации, образной детализации у Хейли крайне невысок, так что бизнес-пособий могло хватить.
— Приведу ваши слова: «Работать по-максимуму и не халтурить». Хемингуэй сказал в одном из интервью, что самый ценный дар писателя — «встроенный shit detector» (вот эта цитата: "The most essential gift for a good writer is a built-in, shockproof, shit detector. This is the writer's radar and all great writers have had it".) Есть ли такой "радар" у вас?
Похоже, что есть. Потому я не могу присоединиться ни к одному из лагерей, на которые разбита сегодня литературная общественность. Радар фиксирует нетонущее вещество то здесь, то там. Печально, что хэмингуэевский shit detector заменяется у коллег простейшим распознавателем «свой-чужой». Надеюсь, это не навсегда.
— «Крупная проза требует свободного времени и волевых усилий». И в то же время, зарабатывать писательством в России — скорее миф. То есть требуется некий компромисс между основной работой и писательством. Как этот вопрос решали для себя вы? Что посоветуете молодым, начинающим авторам?
Все-таки писательство — это именно основная работа, хоть за нее и не платят. Не компромисс, но постоянный строгий учет своего времени — вот единственно возможный путь. В рабочем дне есть время наиболее продуктивное, для меня это утро, и оно отдано прозе. Остальное используется для задач, приносящих деньги, при этом тоже важных, глубоко мне интересных. Мои советы начинающим простые. Во-первых, устраивайтесь так, чтобы по возможности не сидеть в офисе полный день и не тратить время на дорогу. Ищите удаленную работу, чтобы самим структурировать свои сутки. Во-вторых, не идите на такую службу, которую будете ненавидеть, даже если она денежная. В-третьих, работу для денег выполняйте хорошо, чтобы не тратить душу на страхи и конфликты. В-четвертых — обязательно высыпайтесь. Помните, что вы особенные люди и не можете жить, как другие вокруг вас. Цените себя и каждый свой день.
Беседовал Егор Апполонов