Ликбез: подводные камни самиздата

Нужно ли заводить ИП? Какие роялти получает автор самиздата? Что делать, если нашел книгу на пиратском ресурсе? Канал «Хемингуэй позвонит» собрал вопросы подписчиков. Отвечают эксперты «ЛитРес: Самиздат».
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
  • Вопрос:
    Могу ли я, разместив роман на сайте ЛитРес: Самиздат, отправлять рукопись в большие издательства? (АСТ-ЭКСМО и т. д.) Не помешает ли публикация романа на вашем сайте взаимодействию с издательствами? Какой им резон тратиться на печать и продвижение книги, если она уже выложена в полном доступе в интернете?
    Ответ:
    В названии проекта не зря присутствует слово «самиздат». Воля автора — использовать все возможности для того, чтобы книгу заметили и полюбили читатели. Поэтому можно сразу направлять рукопись на рассмотрение в крупные издательства, можно начать с публикации в ЛитРес: Самиздат, а можно делать и то и другое одновременно — все зависит от выбранной стратегии.

    В крупных издательствах — это уже давно ни для кого не секрет — присматриваются к авторам, которые стали популярны на сервисах самиздата, а затем публикуют их. Логика проста: зачем издательствам начинать работать с никому неизвестным автором, вкладывая ресурсы в издание и продвижение книги, если уже есть автор, который рискнул сам сделать первый шаг, сам подготовил книгу к публикации, издал ее и активно продвигает доступными ему способами?

    Если у автора уже есть аудитория в сети, скорее всего, его читатели порекомендуют книгу своим друзьям. И тогда книга, которая «выложена в полном доступе в интернете», может стать хитом продаж в своем жанре. Такие книги интересуют издателей. Ведь, по сути, книга уже прошла проверку у большой аудитории и будет интересна другим читателям по всей стране.

    При этом нет никаких препятствий опубликовать свою книгу в крупном издательстве после публикации через Литрес: Самиздат. У нас уже есть такие: летом 2017 года «Эксмо» купило права на издание серии книг Евгения Мисюрина «Пенсионер». Автор опубликовал свои книги с помощью нашего сервиса весной и всего за несколько месяцев прочно обосновался в топе продаж в своем жанре. Две книги изданы в бумаге, тираж первой уже распродан. Это хороший пример успеха, который начался с публикации электронной книги.
В крупных издательствах — это давно ни для кого не секрет — присматриваются к авторам, ставшим популярны на сервисах самиздата, а затем публикуют их
  • Вопрос:
    После того, как я публикую текст на сайте Литрес: Самиздат, я остаюсь правообладателем? Если я опубликовал роман на Литрес:Самиздат могу ли я опубликовать этот же роман на других издательских платформах?
    Ответ:
    Смотря о каких правах идет речь. Право авторства неотъемлемо, а если говорить об исключительном праве на использование произведения (воспроизведение, распространение, доведение до всеобщего сведения и т. п.) — тут уж вам решать. Наш сервис предполагает два способа правовых взаимоотношений с автором.

    Если автор передает нам неисключительное право, тогда мы предложим вам базовые условия сотрудничества: распространение на собственных ресурсах ЛитРес и роялти в размере 25% от розничной цены. При этом автор сохранит «пространство для маневра» и сможет самостоятельно публиковать свое произведение на других площадках, размещать его в других магазинах и т. п.

    Или же автор может выбрать ЛитРес: Самиздат эксклюзивным партнером. В этом случае мы предложим повышенную ставку роялти — 35%, а книга попадет не только на площадки ЛитРес и партнерской сети, но и в Google Play Книги, iBooks Store, Overdrive и другие крупнейшие книжные магазины мира.
  • Вопрос:
    Я боюсь выкладывать свой роман в интернет — его же сразу украдут и используют идею для написания своей книги. Как мне быть?
    Ответ:
    Для начала давайте примем за аксиому: мало придумать (или украсть) идею — надо еще суметь воплотить ее в жизнь так, чтобы получилась отличная книга, интересная читателям. Поэтому так и хочется ответить на вопрос: да пожалуйста, пусть крадут, посмотрим, что из этого получится!

    А если серьезно: напомним, что право называться автором произведения является неотъемлемым. Поэтому в ряде случаев доказать свое авторство вполне реально. Редакторы сервиса ЛитРес: Самиздат, которые проверяют книгу перед публикацией, достаточно компетентны, в том числе чтобы провести сравнительный анализ в спорной ситуации и сделать выводы.

    Проще всего, конечно, действовать в случае обнаружения конкретного плагиата. На сервисе ЛитРес: Самиздат, например, встроен специальный антиплагиат-модуль, который сравнивает новый текст от каждого автора с огромной (более миллиона) базой текстов. Если в тексте будет плагиат, то система выдаст предупреждение, а модераторы более тщательно проверят рукопись.

    Есть еще один верный способ доказать свое авторство в любом суде. Перед публикацией где-либо распечатайте рукопись, приложите флэшку с файлом, запечатайте в конверт и отправьте заказным письмом на свое же имя. Когда получите письмо, не вскрывайте его и храните на случай, если возникнет необходимость представить доказательства авторства в суде.
Роялти
Вопрос заработка беспокоит многих начинающих авторов. Как много вы будете зарабатывать — зависит от вашего таланта, ваших усилий и от популярности книги. По статистике сервиса ЛитРес: Самиздат, на проекте есть авторы, заработавшие за полгода от 500 000 рублей. В среднем, популярные авторы зарабатывают от 10 000 рублей в месяц и больше.

Сам процесс расчета роялти мы объясним на конкретном примере:

Вы, автор произведения, назначили цену на книгу 149 рублей.

Далее все расчеты пойдут от розничной цены книги. Если вы опубликовали книгу по неисключительной лицензии, то с продаж каждой книги в России вы получите (149/1.18)*0,25 = 31,57 рублей.

1.18 в формуле – это НДС, который входит в конечную розничную цену на litres.ru. В базу расчета роялти он не входит.

При исключительной лицензии роялти составят (149/1.18)*0,35 =44,19 рублей с каждого проданного экземпляра.

Схема предельно прозрачная, в ней нет никаких лишних звеньев и скрытых комиссий.
  • Вопрос:
    Есть ли преимущества публикации книги в интернете перед работой с классическим издательством, выпускающим бумажные книги?
    Ответ:
    Основное преимущество публикации книги в интернете — это сроки. В классическом издательстве от принятия рукописи до выхода книги может пройти год, а иногда и больше времени. Наш сервис позволяет пройти этот путь за неделю, если автор заранее верно подготовил файл.

    Кроме того, в интернете вы можете более гибко, практически в онлайн-режиме отслеживать, сколько книг скачали, откуда пришли читатели, как ваши действия влияют на популярность книги и т.д. Такую статистику вам не даст ни одно издательство и ни один книжный магазин.
  • Вопрос:
    Нужно ли автору открывать ИП для получения гонораров от издательства? Нужно ли мне самостоятельно платить налоги после поступления денег или же издательство выплачивает все налоги за автора?
    Ответ:
    ИП открывать не нужно. Мы работаем с авторами — физическими лицами. Кстати, недавно запустили новую услугу, которая упрощает получение роялти. Достаточно указать номер банковской карты в специальном поле, и в большинстве случаев сумма поступит на счет в течение нескольких дней после заявки.

    Что касается выплаты налогов, нужно учитывать один нюанс. Проект ЛитРес: Самиздат международный, мы работаем по оферте от нашего зарубежного юридического лица. Это означает, что налоговым агентом становится сам автор. Получив от нас роялти, вам нужно самостоятельно отчитаться перед налоговыми органами той страны, в которой проживаете, и уплатить соответствующие налоги.
  • Вопрос:
    Как продвигать свою книгу? Как найти читателя?
    Ответ:
    В первую очередь, книгу нужно правильно подготовить к публикации. Мы советуем обращать внимание на жанры и особенно на теги, которые необходимо указывать при публикации. Именно по этим данным покупатели чаще всего ищут подходящие им книги в интернете. Поэтому важно, чтобы жанры и теги соответствовали книге, а не были проставлены наобум.

    Например, в прошлом году Том Эрбен, успешный немецкий маркетолог в книжном бизнесе, во время презентации «Партизанский маркетинг для издателей» в рамках издательской школы Музея «Гараж» и Франкфуртской книжной ярмарки рассказывал, что все больше читателей ищут книги в книжных онлайн-магазинах по узкоспециализированным запросам, например, «исторический роман 16 века» или «биография Генриха VI», а иногда и вовсе «как избавиться от колорадского жука». Соответственно, чем точнее вы подберете теги для вашей книги, тем больше вероятность, что читатель ее заметит.

    Также следует максимально ярко написать аннотацию к книге, чтобы она привлекала читателей. Когда писатель пишет книгу, он вкладывает в нее душу и все свои творческие замыслы, а вот на аннотацию, привлекающую внимание читателей, запала часто уже не хватает. И это тоже одна из проблем продвижения. Как бы хороша не была книга, читатель не откроет ее, если «не зацепило».

    Вообще, говорить о продвижении можно долго и много. И это тема не для одного вопроса и не для одного поста. Книга, в том числе электронная, такой же товар, как и другие, поэтому вам помогут любые книги по маркетингу и в первую очередь понимание, а кто он — ваш читатель. Обладая этой информацией, вы всегда будете знать, где его искать, как и когда предложить ему вашу книгу.
  • Вопрос:
    Что делать, если я нашел свою книгу на «пиратском» ресурсе?
    Ответ:
    Сперва убедитесь в том, что это именно пиратский ресурс. Иногда внешний облик того или иного сайта вводит в заблуждение, кажется, что здесь можно скачать пиратские книги бесплатно, а на практике этот ресурс оказывается партнерским, ссылки оттуда ведут на litres.ru, размещенные фрагменты заканчиваются теми же ссылками на покупку полной версии.

    Реферальных партнеров у компании ЛитРес очень много, их число постоянно растет. И этот процесс происходит параллельно с другим, не менее важным: широкомасштабной борьбой с пиратством. Совместно с АЗАПИ – ассоциацией по защите авторских прав в сети Интернет – мы прикладываем массу усилий к тому, чтобы сделать чтение электронных книг легальным. Борьба с пиратством ведется по нескольким направлениям, подробнее можно почитать о выигранных процессах в новостных лентах. Поэтому, если найдете свою книгу на пиратских ресурсах и убедитесь в том, что это именно пиратский ресурс и книга выложена на нем в полном объеме, напишите нам через форму обратной связи на selfpub.ru — возьмем «на карандаш» и постараемся помочь.
?
Остались вопросы или вы хотите поделиться интересной темой? Заметили ошибку на сайте? Напишите нам и мы обязательно ответим.
Made on
Tilda