— Не было ли страха, что это "путь назад" — и эдакий donwgrade? Разумеется, страх был. В нашем лит. сообществе бытует стереотип, что книги, опубликованные самиздатом - зло, графомания и позор. Проблема самиздата — в отсутствии авторитетной выборки, отсюда такая массовость низкокачественной литературы в этом сегменте. Но и в издательствах выходят низкопробные книги. Точно так же, как в самиздате остаются достойные истории, которые по разным причинам остались на интернет-платформах.
Так что «путь назад» — это не так. Я бы сказала, «другой путь», подходящий этой книге больше.
— Каковы первые результаты? Лавина поддержки. Иначе не скажешь. Меня очень поддержали и читатели, и коллеги, и просто люди, узнавшие о выходе «Брата болотного края». На сегодняшний день, второй день продаж, книгу купили около 200 человек. Столько же начали читать ее на Mybook. Если говорить про финансовую часть вопроса, то за эти же два дня я заработала треть суммы, которую выручила бы при издании книги обычным путем. Думаю, это хороший результат!
— Вопрос от подписчиков "Хемингуэй позвонит": правильно я понимаю, что нужно первую книгу всё же выпустить в издательстве, а возможно и не только первую, а потом уходить в самиздат и этот путь наиболее оптимальный?Я думаю, что все очень индивидуально. точно нужно нарабатывать аудиторию, заниматься нетворкингом и поглядывать на изменения книжного рынка. а выпускать ли самому или идти в издательство, тут уж как сложится.
— Считаешь ли ты этот успех наличием «авторской инфраструктуры дистрибуции»? Помог ли ваш подкаст в первых продажах? Безусловно. Не будь у меня поддержки со стороны коллег. Не будь наработанной лояльной и заинтересованной аудитории, книга осталась бы незамеченной. Любая активность в литературной среде — вклад в успех книги. С подкастом вообще интересная штука вышла. Изначально его слушали наши читатели, поэтому он набрал хорошие охваты прямо на запуске, теперь он популярен и среди новой аудитории, которая наши книги еще не читала. И выход новинок — повод полюбопытствовать, а что же пишут любимые соведущие подкаста? Словом, все очень взаимосвязано.
— Насколько вообще современному автору стоит думать о самостоятельном продвижении своих текстов? И как обстояли дела с книгами, когда они выходили в издательстве? Помогало ли издательство в маркетинге? Современному автору нужно понимать, что спасение утопающих — дело самих утопающих. Чаще всего издательства не занимаются продвижение авторов, если только авторы эти не набирают феноменальные объемы продаж, что практически невозможно сделать без поддержки в продвижении от издательства. Замкнутый круг. При потоковой работе с авторами, когда в месяц должно выйти n-ное количество книг, на продвижение для всех новинок просто нет бюджета, поэтому работа с аудиторией прямая задача автора.
Да, у нас были презентации в книжных, участие в ярмарках, посты в соц.сетях издательства, но нерегулярно и не очень продуктивно. Мы поняли это давно, отсюда постоянная активность в сети. Блоги, встречи, неформальные презентации, общение с читателями, разработка и печать мерча, а теперь и подкаст, как еще один способ заявить о себе, влиться в лит. процесс (если он есть) и перестать быть невидимками для лит. мира. По сути, с моим выходом из издательства, ничего не изменилось. Работа по продвижению книги все равно было бы моей задачей.
— Как ты выбирала платформу для самиздата? Через Литрес.Самиздат у меня опубликованы сборники короткой прозы, так что я особенно не раздумывала. Мне нравится открытость этой платформы, оперативный вывод роялти и возможность следить за продажами в режиме онлайн. Посмотрим, как дело пойдет дальше. Но главное, что читателям удобно взаимодействовать с Литрес и Mybook.
— Планируешь ли ты оставаться в самиздате или это эксперимент и ты вернешься в настоящее издательство? Мне поступают предложения от издательств и на «Брата болотного края», и на другие рукописи, пока я не спешу уходить в бумагу. После нового года мой новый роман «Выйди из шкафа» появится на платформе Букмейт, посмотрим, насколько продуктивно будет наше сотрудничество.
Но я открыта для предложений, мне нравится та свобода, что у меня появилась. Кажется, это начало чего-то нового для меня.
—Твои три главных совета для начинающих авторов? Что самое главное? Первое: самое главное читать. Хорошую прозу, современную и нет, отечественную и нет. Нонфикшн, фикшн, автофикшн. Словом, любой фикшн, что найдете. Второе: читать книги по писательскому мастерству. Вообще, я адепт creative writing. Регулярно учусь в CWS, а теперь и преподаю там вместе с коллегами по подкасту «Ковен Дур». Так что книги для писателей от писателей про писателей - наше все! Третье: внимательно изучить договор, который вы заключаете. Внимательно, вдумчиво, возможно, с привлечением человека, который умеет читать договоры лучше вас. Помните, что для издательства ваша книга — проект, а для вас - годы жизни, сил, потраченного ресурса и души. Так что защищайте свои права, добивайтесь комфортных условий. Успехов!
— Ты упомянула книги по писательскому мастерству. Скажи, пожалуйста, какие книги помогли лично тебе? На правах рекламы посоветую курсы
литературной школы CWS, все-таки живой опыт мастера, общение с ним, обратная связь — это огромный опыт для любого начинающего автора. Мне очень помогла работа с Еленой Сергеевной Холмогоровой и Ольгой Славниковой.
Если говорить именно о книгах по писательскому мастерству, то «Сториномика» Макки, «Слово живое и мертвое» Норы Галь, «Школа литературного мастерства» Вольфа, «Путешествие писателя» Воглера. Еще люблю «Дзен в искусстве написания книг» Брэдбери. И
«Пиши рьяно, редактируй резво» Егора Аполонова, отличная книга, скажу я вам! Все их активно советую ученикам нашей мастерской в CWS.