Как стать писателем? Пошаговое руководство.
«Пиши резво, редактируй рьяно» — не столько учебник по литературному мастерству (этого добра и так хватает), сколько очаровательная, умная, смешная и очень живая книга, способная поднять с дивана, расшевелить и вдохновить на писательские подвиги даже самого завзятого прокрастинатора».

Галина Юзефович
Литературный обозреватель Meduza
ликбез

5 советов Вячеслава Ставецкого

Финалист литературной премии «Ясная поляна 2019»— о том, как найти свой стиль и преуспеть в писательском деле.
Андрей Геласимов, писатель
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Close
Найдите своего героя. Взгляните на великие романы прошлого. При всей разности стилей и фабул для них характерно одно: яркий, харизматичный герой, сильная личность, трагический романтик или романтический злодей. Сегодня литература массово поставляет на рынок персонажей, но на героев она скупа. Хотите читательского успеха — дайте ему то, что давали классики: личность, а не персонажа.
Уходите от типовых сюжетов. Современная литература в большинстве своем — литература типовых сюжетов, стандартных конфликтов, среднестатистических страстей. Ломайте эту традицию. Поместите вашего героя в уникальные обстоятельства, выверните мир наизнанку, вскружите читателю голову, и он не забудет вас. Не можете придумать сюжет сами — поворошите историю, в прошлом уйма потрясающих, никем не разработанных сюжетов. Предпочитаете современность — полистайте газеты. Именно так — на страницах газет — находил свои истории Достоевский. Лень искать — украдите. Очевидно, что Лев Николаевич читал «Госпожу Бовари» Флобера перед тем, как сесть за «Анну Каренину», а Набоков — «Процесс» Кафки перед «Приглашением на казнь». Важно не происхождение сюжета, а то, чем вы его наполните.
Больше мечтайте. Все великие писатели прошлого были великими мечтателями. Толстой, Достоевский, Хемингуэй мечтали о новом мире, Набоков и Маркес жили фантазиями. Современная литература — это литература прагматиков, оттого, может быть, она так мало востребована. Здравый смысл — не самый ходкий товар в мире искусства. Помните о том, что ваш читатель в большинстве своем — тоже мечтатель, ибо нужно быть мечтателем, чтобы оставаться верным литературе в век видеоигр и соцсетей.
Ориентируйтесь на читателя, а не на премии. Премиальная литература отличается от просто литературы тем, что первая имеет более-менее четкий формат: ей присущи злободневность, социальный пафос, верность реалистической традиции. Создавая такие тексты, вы получаете шанс понравится жюри различных премий, но это не обеспечит вам успех у читателя. Наиболее успешные современные авторы получают премии редко (два-три исключения не в счет) — именно потому, что они свободны от формата. А читатель любит свободных. Вам предстоит выбрать, с кем вы.
Приучите себя к отказам. Великий киник Диоген, по легенде, просил подаяния у статуй. Когда горожане спрашивали его, зачем, он отвечал: «Чтобы приучить себя к отказам». Это важное умение и для писателя. Придя в литературу, вы прежде всего обнаружите, что вас никто не ждет. Журналы не распахивают перед вами объятия, издательства не отвечают на ваши письма, а литературные премии не торопятся включать вас в свои заветные лонг- и шорт-листы. Первым, что вы услышите, будет молчание. Это в порядке вещей. Запаситесь терпением, пробуйте во второй, в третий, в двадцатый раз. Если не готовы к долгой борьбе за свой успех, лучше бросайте сразу. Потом будет больнее.
Об авторе
Вячеслав Ставецкий. Биографическая справка
Вячеслав Ставецкий родился в 1986 году в Ростове-на-Дону. В 2012 году окончил Южный федеральный университет по специальности «журналистика». Прозу писать начал в возрасте семи лет, но всерьез занялся литературой в 2012–15 годах. Своими учителями в литературе считает Владимира Набокова, Джеймса Джойса, Марселя Пруста, Хулио Кортасара.
Made on
Tilda