Ликбез
Как работать с издательством?
Как вас покупают и почему отказывают — рассказывает главный редактор «Астрель СПб» Александр Прокопович
DR
Пишете книгу или хотите научиться писать классные продающие тексты? Подписывайтесь на телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Что такое издательство? Если отбросить лирику, то издатель — это инвестор. Издательство — компания, которая вкладывает деньги в покупку авторских прав, а потом — в производство, логистику, подготовку оригинал-макетов и печать книг. Причем все действия после покупки авторских прав — это просто способ уже вложенные деньги отбить. Для чего приходится вкладывать в разы больше, чем выплаченные гонорары.

Представляете себе схему? Вы приносите рукопись, вам за нее платят. Потом рукопись проходит редактора, корректора, верстальщика, дизайнера, и на выходе получаем файл, который можно отдавать в типографию. Покупаем бумагу, везем в типографию, потом забираем оттуда тираж, развозим по магазинам и ждем, как же магазины будут продавать эту книгу. Магазины со временем начинают перечислять деньги за проданные экземпляры, причем на момент покупки рукописи мало кто понимает, а сколько же штук удастся продать. Разумеется, если речь идет о неизвестном авторе. С известными проще.

Вот такой процесс. И, как вы должны догадываться, процесс рискованный, поэтому, если вы обращаетесь в классическое издательство, вы должны понимать, что чтение вашей рукописи — это, в первую очередь, определение рисков – будет она продаваться или нет.

И любые стенания насчет того, что вы написали великий роман, а издатель говорит о продажах... Если издатель ведет себя иначе, он просто банкротится, что в итоге не улучшает ситуацию для авторов.

Редактор, даже если он стал вашим личным фанатом, не в состоянии опубликовать вашу книгу, если у него просто нет соответствующей серии. Вот написали вы историческую драму, а редактор публикует детскую литературу. Что дальше? Либо вашу взрослую книгу опубликуют в детской серии, что вас похоронит. Либо откажут. И это тот случай, когда вам повезло.

Отказ — это часто хорошо. Потому что, если у редакции нет правильных механизмов вывода вас на рынок, лучше, чтобы вам отказали, а не похоронили плохими продажами.

Обычно издательство на своем сайте сообщает, что именно необходимо прислать и как именно прислать.
Отказ — это хорошо. Если у редакции нет правильных механизмов вывода вас на рынок, лучше, чтобы вам отказали, а не похоронили плохими продажами
Нужен ли синопсис?

Нужен. Кроме контактов, необходимо предоставить синопсис и фрагмент текста. Если вдруг окажется, что вы не можете коротенько пересказать историю, охарактеризовать героя и объяснить, что за мир... А точно ли ваша книга точно так уж хороша?

Вместе с синопсисом вы отправляете фрагмент текста или рукопись целиком. Обычный алгоритм работы редактора таков: – он смотрит текст и, если язык его удовлетворяет, заглядывает в синопсис, если и там что-то достойное, читает рукопись.

И, кстати, не делайте синопсис на энное количество страниц — одной должно хватить точно. Фактически редактор вначале пытается понять, как написано и что написано. Если в первом приближении все нормально, читается текст целиком.
Вопрос:
Что писать о себе в сопроводительном письме издателю?
Ответ:
Только нужное. Ваша биография, биография вашей семьи, ваши оценки в школе – никому неинтересны. Имя, фамилия, телефон для связи – все.
Вопрос:
Как написать синопсис? Для чего он вообще нужен?
Ответ:
Для того, чтобы быстрее понять, нужен ли ваш текст издательству. Не путайте синопсис с рекламой. Сколько бы вы ни писали, какой у вас замечательный роман, какое гигантское влияние он вот-вот окажет на интеллектуалов всей страны, какие бы прибыли вы ни обещали, помните, что всё это делали тысячи людей до вас и никому это ничем не помогло.
Вопрос:
О чем писать в синопсисе?
Ответ:
Синопсис должен быть понятным и сообщать нужное и отвечать на три главных вопроса, а именно: какой мир? Кто герой? В чем интрига?
Вопрос:
Что писать в письме редактору?
Ответ:
Вот самый простой шаблон, содержащий всю необходимую информацию:

Здравствуйте, ФИО редактора.
Я бы хотел предложить вам рукопись «...название...» (... знаков с
пробелами или ... а. л.), в жанре ....
Аннотация: ...
Синопсис: ...
Спасибо за внимание
Что же делать автору?

Участвовать в конкурсах, сборниках, проектах, которые предлагает издательство. Уже попав в обойму, вы, по крайней мере, будете знать, что вас хотя бы прочитают, потому что вы перешли в категорию авторов, с которыми издательство работает, кто приносит издательству доход. А еще, если уж решили написать письмо в редакцию, сделайте так, чтобы оно работало.

Присланную письмом рукопись не стоит запаковывать в какой-нибудь архиватор, я к примеру часть почты получаю со смартфона — если вижу архив, я его просто пропускаю.

Не стоит присылать текст, разбитый на файлы по количеству глав, — только целиком, потому что ни один редактор не захочет соединять множество фрагментов в целое. Никаких экзотических текстовых редакторов — в издательствах никто не экспериментирует с программным обеспечением. Стандартный word, причем не самый новый, — самого нового, скорее всего, в редакции нет.

И никаких картинок, которые утяжеляют файлы в разы, даже если это ваш портрет. Некоторые авторы считают, что редактора можно удивить шрифтом, цветом, колонтитулом. Нет, это не удивляет, это раздражает.

Еще. Перед тем как послать свой текст в редакцию, перечитайте его, что ли… В ворде есть такая опция — красненьким подчеркивает ошибки, поглядите на них, может, есть что исправить? Потому что если вам самим все равно, что с вашим текстом, ну, вот представьте, что о вас подумает редактор?

Еще я рекомендую в начале текста разместить ваши контактные данные. Отдельно в письме – само собой, но в тексте тоже. Не на каждой странице – это только мешает, а вот на первой странице — то что надо. Почему? Представьте, редактор распечатал ваш текст, бросил в сумку и поехал домой. Прочел, понравилось. А что же это у нас за автор такой талантливый? А в почте уйма писем – попробуй снова его найди, а тут — о, чудо! — все контакты есть.

Говоря о том, как работать с издательством, я хотел бы написать еще об одной специфике. Вы можете работать с одним издательством, а можете с несколькими. Как правильно? Тут не существует опций «правильно-неправильно». Просто надо учитывать все плюсы и минусы.

Если вы работаете с разными издательствами, вы заставляете их конкурировать, а это дает вам, конечно, выигрышную позицию. Но есть и минус. Ни одно из этих издательств не вложит ни копейки в вашу рекламу, продвижение. Потому что они не захотят инвестировать в конкурентов.

И еще одно. Простое. Вы посылаете текст в редакцию. Вы же надеетесь, что его напечатают? Обращайте внимание хотя бы на объем. Не присылайте рассказ объемом в десять страниц – как его напечатать? Вы видели книги в десять страниц?
Об авторе
Биографическая справка
Александр Прокопович — главный редактор «Астрель СПб», писатель, сценарист. Автор трех романов — «Детектив с Лысой горы», «Спецназ с Лысой горы» и Крымский ковчег». Сооснователь литературных курсов «Мастер текста»
Made on
Tilda