—Зачем юристу из Сити литературные курсы?
Ну, юристом, тем более из Сити, я был не всегда, а литературой болею уже давно. Если присмотреться, то в жизни повсюду сюжеты или намёки на сюжеты, которые мне хотелось бы уметь правильно и убедительно описывать. А поскольку мне больше интересна литературная форма, то описывать захотел, создавая рассказы и повести, нежели статьи или посты на facebook.
— Литбэнд — это история про то, что каждый может рассказать свою историю миру. Но в литературной тусовке есть мнение, что литература — это нечто элитарное и настоящий писатель должен быть отмечен печатью дара? Ты с этим согласен?
Если у тебя есть дар, тебе повезло и ты молодец. Но ведь неизвестно, есть у тебя дар или нет. Потому как дар – не панацея, не мерило и не критерий для того, чтобы заниматься литературой. Критерий — сама история и желание её рассказать.
— ЛитБэнд снобы?
Отнюдь. Литбэнд весьма демократичные ребята. Всем дают попробовать, не особенно обижают критикой, но и не нянчатся. Не хвалят за всякую ерунду. Если написал лажу, тебе так и скажут.
— Чак Палланик научился писать на курсах литературного мастерства. Как думаешь, это исключение из правил?
Мало где гарантируют, что «станешь Палаником». Зависит, как всегда, только от тебя самого. Курсы не готовят авторов в формате конвейера: закончил курс — получи корочку автора. Нет. Курсы даже не столько учат, сколько дают ответы на твои вопросы о писательстве и о твоей роли в нём. По итогу приходит более полное понимание писательского процесса, и ты продолжаешь идти по своему пути уже в контексте этого нового понимания. Помните метафору? Тебе дают не рыбу, а удочку. А уж дальше ты сам.
— Чему ты научился в ЛитБэнд?
Каждый забирает с курсов своё, получает знакомства, получает ответы на свои вопросы, осваивает понятные именно ему методики активации своей творческой жилки и тому подобное. Меня курсы воодушевили и подтолкнули, мол, давай продолжай, надо развиваться дальше. Я стал писать гораздо больше. А для меня это само по себе уже результат. Помните, как говорил Стивен Кинг: чтобы научиться писать, нужно много читать и много писать. Работаю в обоих направлениях.
— Чьи лекции были особенно полезными?
Без умаления полезности всех остальных лекций я бы отметил лекции Леонида Костюкова и Алисы Ганиевой. Это, знаете, как теория и практика на вождении. У Костюкова не было никаких советов под диктовку, у него была база, основные принципы писательства. На наши вопросы он отвечал примерами и историями из собственной жизни, и ответ получался живым, наглядным и каким-то прикладным что ли.
А у Алисы Ганиевой уже, напротив, была практика. В формате «здесь и сейчас» она заставляла работать правое полушарие в авральном режиме и выдавать текст. Это был очень интересный опыт — нас сдвигали с мёртвой точки, на которой порой останавливается автор, которого распирает от идей, мыслей, а сказать он ничего не может. Оказывается, и здесь помогает тренировка, упражнения, техники фрирайтинга.
— Знаю, что ты вел вечер короткого рассказа. Нужно было написать текст о кофе, по итогам выбирали лучший текст. Такие победы выпускников курсов много значат для участников?
Важна не победа, а участие. Это опыт, обратная связь. Кроме того, вы смотрите, как одну тему раскрывают двадцать-тридцать человек. Да и вообще здорово, когда люди собираются, общаются, читают свои рассказы.
— Планируешь ли продолжить учиться?
Обязательно. Сейчас у ЛитБэнд запускается новый курс по драматургии, ведущий преподаватель – Юлия Тупикина, пойду туда. Пока искра есть, думаю, надо продолжать. — LB
Фото: Kseniya Lysyj-Kot