— Вы планировали сюжет или история сама себя рассказала?
Речь тут идет, скорее, о синтезе того и другого. План нужен хотя бы для того, чтобы мозг ощущал, хотя бы примерно, конечный объем будущей работы.
— «Проза — это архитектура, а не искусство декоратора», — написал однажды Эрнест Хемингуэй. Судя по тексту, вы долго занимались планированием и оставлением в тексте «маячков»? Расскажите, пожалуйста, как вы работали над этим романом. Сложно ли вам было найти нужные сюжетные повороты?
Роман сидел в голове несколько лет. Наверно, разум его укладывал там как-то, что-то прикидывал. Часть работы всегда скрыта от самого автора. Никаких схем не рисовал, если вы об этом. План был, но это был совершенно грубый план, с такими, примерно, пунктами, сейчас точно не скажу, но что-то вроде «Петров просыпается», «Петрова едет на двадцать первом автобусе».
— Сложно ли писался текст? Сколько заняла работа?
Месяца два с лишним. Текст писался довольно-таки сложно. Меня позже поразил контраст того, что я сам помнил о тексте, и того, что обнаружил в нем, когда прислали правку. Оказалось, что там местами очень смешные вещи творятся. К моменту, когда прислали правку, только несколько моментов были в памяти из тех, что было приятно делать: описание семейной аптечки, новогодний спектакль, елка. Все остальное было сделано с несколькими смешками, а в остальном — с угрюмым выражением лица.
— «Чтоб быть продуктивным, не обязательно очень много работать. Три часа поутру и три вечером — таково мое правило», — иронично заметил Жан-Поль Сартр. Он писал шесть часов в день. Как и сколько пишете вы? Каждый ли день? Есть ли график?
Да, пишу несколько тысяч знаков в день. (Обычно — пять). Но у этой регулярности имеются слабые стороны. Иногда просто удаляешь готовую главу, потому что она оказалась не такой, как нужно, и заново начинаешь. Или половину романа. В этом огромный плюс цифровой эпохи. Просто берешь и безвозвратно стираешь текст, не трясешься потом над старыми записями, пытаясь найти в них что-то приличное. Не чувствуешь себя Гоголем, потому что рукопись ведь бумажная, на ней, наверно, какие-то заметки на полях были, рисуночки, позднее — номера телефонов друзей, знакомых, бог знает, что еще, какие-нибудь пятна от упавшего на страницу бутерброда. А тут просто — текст и текст.
— Близкие не отвлекают от творчества? Вот что говорила Агата Кристи: «Любопытно, что я плохо помню, как писала книги сразу после замужества. Наверное, я так наслаждалась жизнью, что работала лишь урывками, между делом. У меня никогда не было собственной комнаты, предназначенной специально для творчества». А как у вас?
То, что близкие могут отвлечь от романа — это самое неинтересное самооправдание из списка самооправданий. Нет, бывают, конечно, крайние случаи, различный форс-мажор, но не может такое длиться годами, люди вон в застенках писали. Вокруг меня никто не ходит на цыпочках, да это и глупо, наверно. Раньше, когда сын еще не переехал в отдельную квартиру, было еще веселее, творческий процесс (смешное словосочетание так-то) проходил в духе того, как в «Трое из Простоквашино» писалось письмо родителям, только вместо Шарика, Матроскина и Дяди Федора был один я. Всегда что-то нужно кошкам, собаке, жене, мне, сыну, но это почти всегда весело. Тяжело смотреть на людей, которые убили свою жизнь литературой, остались одни, пока выстраивали как бы литературную карьеру. Тяжелее этого зрелища мало что есть. Нет, ну, то есть, есть, конечно, зрелища и побеспросветнее (обратите внимание — «побеспросветнее» Word не подчеркивает красным, забавно), но и в картине жизни, которая могла быть светлее, но оказалась убита амбициями, тоже мало радостного. Одно дело, когда это происходит случайно, когда человек просто робок и семья не получается у него по этой причине. Другое дело, когда человек бросает сознательно. Это неописуемо, как это ужасно. Об этом даже говорить страшно, но страшнее, наверно, оказаться в такой ситуёвине.
— Расскажите, как, не будучи изданным отдельной книгой (текст был издан в журнале «Волга»), роман попал на «Большую книгу»?
«Петровы» должны были быть изданы отдельной книгой. Лена Сунцова хотела издать их в своем издательстве «Айлурос», но затем прочитала роман и решила его не издавать. В конце концов, это ее издательство, она вполне имеет на это право. Роман показался ей очень телесным. Вообще удивительно, что после Сорокина можно кого-то шокировать чем-то телесным, какой-то физиологией. Сам я эту физиологию не приметил, но люди говорят о мерзких деталях. Мне на ум приходит только отхаркивание Петрова в сугроб, заранее извиняюсь перед теми, кого оно застигло во время чтения за перекусом. Еще фраза Петровой, сказанная матери, могла показаться кому-то провокационной. Но Петрова не была бы Петровой без этой фразы! Больше на ум ничего не приходит.
Ну да ладно. Когда Лена отказалась публиковать роман, я тут же разослал его по толстым журналам. Дал каждому журналу по полгода. Это смешно и глупо было с моей стороны, потому что очередь в каждый журнал довольно большая. В «Волгу» «Петровых» не посылал, потому что до этого они опубликовали «Отдел», Анна Сафронова билась с моими запятыми и обособлением прямой речи, мне было жаль еще раз ее в это втягивать. Но затем полгода прошли, я послал «Петровых» в «Волгу». Анна Сафронова, как и моя жена, сказала: «Я ничего не поняла». А там, действительно, в ранней редакции, читатель должен был догадываться, что Аид — Аид по названию первой главы. Он нигде не заявлял об этом прямо, там были раскиданы только некоторые намеки. Кроме того, в первой главе персонажи общались исключительно матом, это, возможно, отвлекало. Ну, поправил кое-что, отправил еще раз. «Волга» послала «Петровых» на «Большую книгу». Эксперты ее взяли в шорт. Как хорошо было, тяпнув водки, поблагодарить их за это лично.
— Почему вы отправили роман в журнал «Волга», а не в издательство? После публикации в «Волге» текст стал доступен бесплатно на Bookmate. Почему вы приняли решение идти этим путем?
Мне, видимо, не хватает некой деловой жилки. Я не принимал решение идти этим путем. Все, что сделал — это отправил роман в «Волгу». Все. Все остальное сделали читатели и сам текст. Я не ожидал от него такой витальности. Текст оказался умнее меня, живее. Он мне чем-то напоминает героиню Умы Турман из «Убить Билла».
— Вы как-то «продвигали» текст? Или он продвинул себя сам? Как вы пришли к успеху?
Нет, совершенно не продвигал. Но и сам текст без читателей невозможно продвинуть. Хоть ты утыкай баннерами центральные улицы всех городов. Читатель и только читатель все это сделал. Любой — критик ли, не критик, положительно ли он оценил роман, или даже не дочитал до пересаживания Петрова в катафалк. Это удивительная работа множества людей, преодолевших свое предубеждение перед неизвестным автором, отодвинувших на время что-то другое ради чтения сомнительного текста, который неизвестно чем кончится. Мне кажется, такое счастье мало кому достается из пишущих, если брать процентное отношение всех, кто занимается стихами, прозой. Люди подарили мне эту радость. Надеюсь, что многих тоже чем-то порадовал, что радость этой сюжетной придумки передалась многим из них. Такие песочные часы благодарности получились.
— Две ваших цитаты: «Дискомфорт естественен, но именно с ним мне и хотелось оставить читателя». И еще: «История творится волей тех, у кого получается манипулировать толпами». Как у вас получилось манипулировать? Как вы объясните успех произведения?
Подчас литература — это не манипуляция, а, скорее, престидижитация. Манипуляция — это если агитка. У меня, надеюсь, не агитка. И это не у меня получилось, а, скорее, у текста. Понимаете, когда видишь текст целиком, т. е. видишь некий замысел, чувство от него, хочется просто передать его весь сразу другому человеку. Но это невозможно сделать без рутины. Если бы имелась такая возможность, так бы и поступал. Текст отчасти сам возник в голове, сам написался и пошел гулять по окрестностям. Я, писавший этот текст, и я, уже написавший — это уже разные люди. Более того, даже в момент писания сам автор не более, чем человек, пересказывающий в силу своих возможностей те картинки, что имеются перед его внутренним взором. Такая пифия, что ли. Совершенно нет мыслей о премиях, о том, как это все будет продвигаться дальше. Эта вот булгаковская коробочка с говорящими фигурами и снегопадом, изразцовой печкой и выстрелами полностью захватывает тем, что пытаешься прислушаться к говорящим и двигающимся фигуркам. Просто нужно все равно очертить некие контуры этой коробки, кукольного дома без передней стенки.
Успех же объясняется постфактум. Всегда. Многим, наверно, кажется, что так и должно было быть, ваши вот вопросы как раз об этом. Что был расчет. Сейчас, наверно, могу сказать, могу предположить, что читателя захватила именно интимность, не эротическая, а какая-то бытовая, эти мысли, которые думает каждый и каждый о них забывает тут же. Может, потому что этого многим не хватало — возможности сверить свои мимолетные мысли с мыслями других. Вот этих вот мыслей, вроде «ну и хрен с тобой», когда берешь раскрывшегося ребенка за ногу, проверяя, замерз он или нет, а он не замерз. Не знаю, правда.
— В чем идея этого произведения? При том, что Умберто Эко призывал автора текста не отвечать на этот вопрос, я его вам задаю.
Являясь просто тем, кто перекладывает движущиеся картинки в текст, не могу точно сказать. Мне просто понравилось, что девушка, которая думает, что в жизни ее все кончено, просто не знает своего будущего, собственной силы не осознает, не понимает, что она сама бросает бога смерти, что не осознает, что сможет вырастить ребенка сама. Вот это вот упрямство, что она не знает, насколько она сильная. Тут, конечно, наложились истории двух моих сестер — родной и двоюродной на этот текст.
Одна пережила самоубийство мужа, вырастила дочь, пережила смерть второго ребенка, растит третьего, притом — одна. Притом преподает математику. А двоюродная сестра, в четырнадцать или пятнадцать лет заболевшая лейкемией, пробралась однажды в помещение, где хранятся истории болезни, узнала, что умрет, но никому не сказала об этом. Об этом все прочитали в ее дневнике, уже после ее смерти. Она никому не дала знать, что совершенно точно имеет представление о том, что с ней будет. И для сравнения — история моего друга, который застрелился, потому что любимый преподаватель поставил тройку по физике. Несопоставимые какие-то величины духа, понимаете? Жизнь против амбиций.