— Ты писал, следуя чёткому плану – по несколько страниц в день?
— Вообще, у меня вроде бы хорошее КПД. В идеале пишу около 10-15 страниц в день (языком издательств – 1 авторский лист в день) но какой-то конкретной математики нет. Пишется как пишется. Стараюсь выдать сырую версию романа за 2-4 недели. Но и пишу я по 12-14 часов сутки. У меня есть своё правило, которое возможно будет работать только на меня: первый черновик надо написать как можно быстрее и дальше все пойдёт значительно легче. Вот сегодня (1 сентября) закончил работу над новой рукописью. Скорее всего, она будет второй изданной после «Типа я».
Написание слегка затянулось 4 недели. 2 недели в ноябре 20 года – ровно половина книги. Затем по каким-то причинам пришлось надолго отложить. В начале августа я выиграл издательскую программу форума Таврида, как раз на эту рукопись и сел её дописывать. Ещё 2 недели и готово.
Я прекрасно понимаю, что мои сроки для литературного сообщества могут звучать нереалистично, но, я думаю, что Шамиль Идиатуллин меня прекрасно поймёт. У нас похожая технология, судя по прочитанному мной его интервью. Я называю это «бункером». Необходимо полностью оградиться от мира и писать 10-16 часов в сутки и при хорошем стечении обстоятельств первый черновик будет готов через 15-20 дней. Но это история про то, кто и как готов тратить свой отпуск (и от того насколько терпеливая у тебя супруга, я пока успешно уворачиваюсь от летящей посуды).
— Как ты мотивировал себя, когда тебе не писалось?
— В рамках Типа я, мне писалось с первого до последнего слова. Я просто веселился, но бывает и такое что не пишется. Надо оберегать разум от источников стресса, любить свою историю и стараться оставаться в ней насколько это возможно в реальном мире. Стараться посвящать этому миру пару часов в день хотя бы. Пишется легче и входишь в работу гораздо быстрее. Я, например, засыпаю и просыпаюсь с мыслями о тексте. Следовательно, практически сразу продолжаю писать с места, где поставил точку. Вообще у меня богатый технологический писательский опыт. Может написать какую-нибудь брошюрку? Это тонкий лёд – всё что связанно с писательским мастерством.
— Известно, что ты написал 6 романов. Что побуждало тебя продолжать писать романы, если каждый последующий не был принят к публикации?
— Уже 7 рукописей романов. Побуждало всё тоже самое. Просто люблю рассказывать классные истории. Слишком люблю. И рассказываю их в первую очередь себе. Вот взбредёт утром какая-нибудь идея и тяжело себя остановить. Очень хочется узнать, чем всё закончится – я обыкновенный фанат интересных историй. Жанр как правило не имеет значения. Но ничего пошлокомедийного, эротического я бы писать не стал. Ну и хорроры (хотя мне кажется, что я бы мог выдать что-то страшненькое) тоже. Не хочу, и как мусульманин не могу себе позволить. Но я признаюсь вам, что до Лицея я был близок к тому, чтобы бросить это. Просто устал разочаровываться в издателях, в этой чёрной дыре, принимающей мои рукописи. Даже начал себя готовить к тому, что надо отпустить мечту. Лицей (все организаторы, спонсоры, Ridero), вероятно, меня спас. За что ему безмерно благодарен. Вот как по-киношному получилось! Запрыгнул в последний вагон. Надеюсь, эта история кого-нибудь мотивирует ведь это реальный кейс, не вымысел.
— Ты говоришь о том, что не любишь читать книги. Стивен Кинг, например, наоборот советуют писателям много читать. Боишься потерять свой стиль?
— Нет, я просто не очень люблю читать. Тяжело, иногда скучно, я живу в мире скоростного интертейнманта - сериалы, кино, хоть и их смотрю все реже, но мне с самого детства тяжело было поймать темп присущий книгам. Я банально не любил читать книги никогда. Это звучит дико из уст человека планирующего найти себя в мире литературы, но это правда. Глупо было бы не читать, боясь за свой стиль. Но вообще я читаю, за январь 4-5 книг, в феврале ещё две, и в апреле ещё 2. За год штук 15 набирается, 3-5 из которых нон-фикшн. Просто это почти всегда усилие.
Ничего не могу с собой поделать. Чтобы я читал с интересом, книга должна быть для меня полезной, например я хочу написать что-то из этой темы, близкое по смыслу, по жанру. Перед "Типа я" я прочитал книгу «Жутко громко и запредельно близко» и через пару дней начал писать свою. Иногда я просто хочу и читаю, иногда для участия в книжном клубе, которым руковожу. Я думаю, что вы – лит сообщество смотрите на сам текст по-другому. Как будто в понимании текста я ошибаюсь в самих основах и не могу понять его так как вы. Будто я рождён дальтоником и сколько мне не объясняй, насколько красочным творчеством является литература, я просто не пойму, потому что не вижу её таковой. Поэтому прошу просить меня, за то что не ценю книгу так как должно.
Я как-то больше ценю то, что пишу сам. Ну вот, например, последняя рукопись (которую вчера дописал) дагестанский триллер "Холодные глаза". Я просто писал, как чувствовал. Меня пугала и захватывала эта история и я писал её как сумасшедший, просто потому что хотел сам узнать, чем всё закончится. И дописав, я предвкушаю чувства читателя, когда он это прочитает. Надеюсь, получилось классно. Текст будет издан где-то весной в Альпине. Пользуясь случаем, благодарю своих сенсеев с форума Таврида, отобравших этот текст - Татьяну Соловьёву и Вадима Панова. Они поверили в него несмотря на то, что он был написал лишь на половину.
Возвращаясь к вопросу, я точно не книгочтун по своей природе. Кинг прав, что удел писателя много читать и много писать, и это я слышу зачастую от экспертов, от редакторов и сам ощущаю острую необходимость наращивать словарный запас. Как сказал мне Геласимов «на голом таланте далеко не поедешь», да и судя по моему косноязычию, чувствую редактору придётся новую книгу писать на основе моих записулек. В общем, я постараюсь читать больше, современную литературу (шубинские тексты), с целью наращивать словарный запас (надоело гуглить слова и их синонимы), но не с целью учиться чему-то, каким-то стилям. Тут я полностью доверяю себе.
На счёт оберегания своего стиля, мне часто говорят, что у меня он есть, (самобытный, колоритный), но как по мне я как раз пишу очень примитивно, но я тот, кто я есть, совокупность всего прочитанного, просмотренного и прожитого. Надеюсь, в этом кроется моя индивидуальность. К концу года каждый получит возможность это проверить.
— Как победа на премии «Лицей» помогла тебе на творческом пути?
— Кроме того, что спасла мой творческий путь? По сути, «Лицей» дал начало всей моей писательской карьере. Издатели не спешили ко мне с предложениями, но затем вдруг как-то оживились. На данный момент получил 4 или 5, но обе рукописи и «Типа я» и «Холодные глаза» отдал импринту «Альпина Проза». Я к тому, что мир вдруг как-то преобразился. Другие коллеги из издательского сообщества просят сбросить первые главы любой рукописи, которую я начну писать. То есть уже на стадии идеи. Может и киношники подключатся? Не хочу, чтобы это звучало как-то по-самолюбски, хочу, чтобы эти слова мотивировали всех, кто только начинает писать или пишет и не получает ответа. Пишите, друзья, отправляйте текст во все места, куда только возможно. Однажды вам ответят.
Прямо сейчас сервис Ридеро помогает в продвижении «Типа я». Я ведь так же выиграл выбор книжных блогеров, созданный Ридеро и мы вместе стараемся выстроить какие-то планы по продвижению.