– И снова о «Чистом кайфе». Сколько прошло времени, пока вы поняли, что ваша складская комната наполнилась в достаточной степени, чтобы выходить в пустую и писать?
– Где-то семь-восемь месяцев я исследовал проблему, разговаривал с носителями хип-хоп-культуры, общался с ними плотно, съездил в тур с Васей (Баста. – Прим. ред.) в Германию. Потом я нырнул в текст, но понял, что мне не хватает другого багажа. По наркотической зависимости. И тогда я обратился к специалистам-психиатрам, к бывшим зависимым… Вернее, бывших не бывает… К ныне зависимым, которые сейчас не употребляют. Находятся в стадии неупотребления, как говорят. Они все еще наркоманы. Я общался с такими людьми. Ездил в реабилитационный центр «Пошитни». Видел там людей в стадии кумара. С ними общался. Потом поехал в Святогорский монастырь. Весь второй акт получился именно из поездки в монастырь к отцу Макарию, куда меня увез один хороший друг, тоже наркоман, зависимый человек. Получалось, что я писал текст, а потом иногда прерывался и снова занимался разработкой материала. Это было необходимо.
– Получается такая жертва… Вы жертвуете своим временем для того, чтобы создать текст. И ведь это же в каком-то смысле тоже разрушение: вы уходите из семьи, становитесь человеком, одержимым текстом. Или это не саморазрушение, а что-то еще?
– Для меня это, во-первых, было интересно. В такие моменты я открываю для себя новый мир. Я не знал мира наркоманов. Не знал мира психиатров, мира психбольниц. Не знал, как там все устроено. Я не только как писатель, но и как обыватель, просто человек открывал совершенно новое для себя пространство. Я выяснил, что в нем, оказывается, живут люди. Мы можем по-разному смотреть на проблемы наркозависимости, закрывать на это глаза и относиться с неприязнью, говоря классическую фразу «они сами в этом виноваты», но можно просто прийти и посмотреть. Там люди. Люди с нашими проблемами и страстями, но только к ним еще добавляется эта страсть, которая их пожирает.
– А можно ли «Чистый кайф» назвать романом-предостережением? Посмотрите, что будет с вами, если...
– Задачу я ставил ровно такую. Многие персонажи, с которыми я разговаривал, пока писал роман, признавались, что в 90-е подсели на наркотики, потому что это было круто. Им казалось, что они выделяются из своего сообщества. Опять же на этой шкале самооценки, собственной значимости. Им казалось, что они выше всех остальных. Они в какой-то теме, в каком-то таинственном пространстве, которое недоступно непосвященным. То есть, в принципе, это та же тема посвященности в некоторую субкультуру, если наркоманию можно так в данном случае назвать. И поэтому мне хотелось предостеречь ребят, что эти игры не просто опасные, они самоубийственные.
– А какой был фидбэк от героя, герой-то у вас имеет реальный прототип?
– Василий Михайлович (Баста. – Прим. ред.) этот текст читал. Как читали и все остальные герои, так или иначе присутствующие в тексте. В нем сложено несколько разных историй.
– И что сказали? «Трушно?» Если выражаться субкультурным языком (от англ. True – «правда»).
– Да, вполне. От этих парней я получил отзывы. Они сказали: «Андрей глубоко в теме».
– А вот, кстати, возвращаясь к вопросу ресерча, в какой момент писатель понимает, что собранного материала достаточно? Можно же бесконечно собирать.
– Я знаю людей, которые увлекаются этим крайне интересным занятием.
– Мне кажется, это такой вид прокрастинации: что бы еще пособирать, лишь бы не писать.
– Есть и такой аспект, я думаю. Но есть еще аспект чистого любопытства и перфекционизма. Желание узнать вообще все. Я знаю, как с этим бороться, потому что писал диссертацию об Оскаре Уайльде. Я был им так очарован, что год возился. Мой научный руководитель сказал просто: «Если ты дальше будешь мне приносить свои находки и свои идеи, то текста диссертации у тебя не будет». Приди, говорит, сейчас домой, положи лист бумаги и напиши: «глава первая». Я так и сделал. С тех пор я его совет помню прекрасно.
Я прекратил ресерч, когда понял, что персонажи уже задышали. Заговорили в голове. Причем какие-то важные для тебя вещи. Представьте, что вы идете по лесу и думаете о своем герое. Вы думаете, герой оказывается в довольно тяжелом положении, и вы понимаете, что плачете. Если вас это вот именно так тронуло, садитесь и пишите немедленно.
– Страх чистого листа остался?
– Его нет. Я не помню этого страха. Есть желание быстро заполнить листы.
– Но они тем не менее заполнятся все равно не быстро.
– Ну так, со скоростью две тысячи знаков в день, примерно.
– Когда вы работаете над текстом, делаете это в ежедневном режиме?
– Да, обязательно. У меня нет суббот, воскресений, нет поездок на море, нет поездок в Париж в книжные салоны, вернее, это все есть, но и в эти моменты я пишу. Пишу в самолете, в гостинице, на пляже. Должно быть 2000 знаков, и я их выдаю. Когда все закончено – пожалуйста, сиди с друзьями, пей вино, выступай на презентациях.
– Сложно к этому графику прийти? Ведь можно написать что-то, только если ты пишешь, но всегда возникает соблазн пойти пособирать информацию, пойти на книжную ярмарку...
– Вы знаете, самый сильный соблазн – это продолжить писать с того места, где ты вчера остановился.
– Хемингуэй об этом говорил.
– У меня такая же фигня. То есть у тебя есть что-то вкусненькое. Ты знаешь, что у тебя в холодильнике припрятано то, что ты любишь. И вот утром ты встаешь и идешь к этому холодильнику. Достаешь из него текст и пишешь. Выдаешь 2000 знаков и закрываешь текст. И ждешь следующего дня. Я думаю, какой кайф, что завтра я начну с этого. И вот после того, как все сделано, я иду пить вино с друзьями, плавать, загорать и так далее.
– Если уж это такой кайф, вы не хотите в такие моменты бросить друзей и побежать дописывать?
– Нет, нужно расписание. Нужна дисциплина. 2000 знаков написали, все – сегодня больше не пишем.
– А если мысль уйдет?
– Нет, она не уйдет. Рассказываю. Это, на самом деле, очень хороший вопрос. Суть в том, что если мысль ушла, значит она была не нужна. Она была слабая. Я это проверил уже давно. Если мысль мощная, правильная… Если чувства, которые вы придумали, или ситуация стоящие, вы будете помнить все это даже через месяц.
– Стивен Кинг об этом, кстати, упоминал. Он говорил: «Я никогда ничего не записываю в записные книжки, потому что нужное остается в голове». Но ведь бывает «особое писательское состояние»? Некий транс. А еще бывают моменты, когда не пишется. А вы находитесь в графике и в какой-то момент попали в это колебание маятника, когда пишется лучше, и вы это чувствуете, но не пишете, потому что у вас график. Вот здесь как выравнивать баланс? Или это уже профессионализм, когда нет этого состояния?
– Это профессионализм, но есть еще и везение, чистый luck. Везение тоже не к каждому приходит, ты должен его заслужить каким-то образом у вселенной, Господа Бога.
– Тяжелым трудом?
– Не знаю. Но хотя бы своей любовью к тому, что ты делаешь. Смотрите… В финале первого акта «Чистого кайфа» есть сцена, когда герой-наркоман заставляет ставить свою маму ему укол.
– Потому что у него ломка, и он сам не может попасть в вену…
– Да-да. И вот он не может сам попасть и заставляет мать это сделать. А она до этого не знала, что сын наркоман. Эта сцена очень трагическая. Я писал ее в Лигурии, в маленькой деревушке. Горничная выгнала меня из номера. Ей надо было срочно прибираться, и мы с моей женой Надей пошли гулять. И на улице я говорю: «Слушай, мне надо эту сцену срочно дописать, пошла тема, упускать нельзя». Мы вышли на бульвар у моря… Там старички какие-то ходят, пенсионеры. Пошел дождь. А я сижу на скамейке и говорю: «Надя, раскрывай зонт». Стариков всех смыло. Море шумит, дождь льет, я сижу, пишу, что есть сил на айпаде эту сцену. И вот как раз в данном случае весь график был нарушен. Но мне сильно повезло. Пришел такой образ, и я его записал. И сцена получилась очень сильная.
– Нейрофизиологи бы сказали, что это не везение, а следствие фоновой работы мозга, который решал, пока вы что-то еще делали, ваши задачи.
– Да, возможно. Интересно, обстоятельства очень мне мешали. Меня выгнала горничная. На улице ходили пенсионеры и горланили. Потом пошел дождь. Меня отвлекало все. Надя 40 минут держала зонт и говорила: «Рука затекла», а я просил: «Подожди, сейчас дождь кончится».
– А вот, наверное, это был тот самый чистый кайф...
– Когда сцена завершилась, я Наде передал айпад (дождь закончился, я забрал у нее зонт), она читала минут 10-15, я в это время курил, отходил, потом повернул голову и увидел, что она плачет. Это была победа. Мы сидели на мокрой лавке, она рыдала.
– В семье всегда поддерживали то, что вы делаете? Это же очень важно.
– Конечно. Мы вместе это делаем. Вместе разрабатываем материал, говорим. Всех персонажей, все ситуации я проговариваю со своей женой, прежде чем они идут в текст.
– Она муза или занимается с вами сотворчеством?
– Она в данном случае мой редактор. Прямой редактор, продюсер. Тот, который верно советует. Товарищ по письму и так далее. И зачастую – соавтор. Она часто говорит: «Слушай, а что если вот он сделает так»? Идеи бывают очень сильные. Моя девочка, она в теме.
– Кстати, к вопросу о том «а что если»? До того момента, как вы садитесь писать, есть некий план? Вы ранее мне говорили, что всегда должны знать, куда вы придете.
– Да, план есть.
– И как он выглядит примерно? Общий? Очень детальный?
– Я его не записываю. Точнее, не совсем так. У меня вся стена увешана, когда я начинаю работать, особенно над первым актом. Я делаю маленькие такие бумажечки, на них масса идей. Я их просто на булавочки – тык-тык-тык – разделяю. Это для первого акта, это для второго, это для финала. И все это висит. И в принципе я иду по намеченным рельсам. Но в процессе понимаешь, что есть лишние элементы, чего-то не хватает. И тогда я выбрасываю бумажку. Есть такие, которые не пригодились в текущем тексте, и я храню их на потом. Потому что иногда там бывают очень крутые идеи, ситуации. Прямо мороз по коже. Например: «он встанет на колени». Потом из этого целая огромная сцена рождается.
– Что для вас важнее – характер или событие?
– Характер прежде всего. Событие генерируется исходя из характера. Мы же проживаем свою жизнь исходя из того, какие мы. Наши обстоятельства мы притягиваем к себе.
– Откуда все-таки начинается характер и где то самое зерно, из которого вырастает герой, который вызовет эмпатию у читателя?
– В моем случае это всегда герой, противостоящий самому себе, соблазнам, которые идут от него самого, и обязательно он должен сам являться причиной своих проблем.
– То есть те самые скелеты в шкафу?
– Это абсолютно точно они. Герой должен быть сам виноват во всем, что с ним происходит. Должен сам разгрести эти проблемы.
–Джон Труби (автор книги «Анатомия истории». – Прим. ред.) сказал, что есть некие внешние обстоятельства, которые противостоят герою, и внутренние, созданные самим героем. Мы же именно об этом сейчас и говорим. Герой в беде и не осознает, почему так происходит.
– Совершенно верно. Деструктивность, которая происходит с героем, должна быть в нем самом, а не потому что сосед пришел и ударил его по голове бутылкой. Федор Михайлович Достоевский это все в «Преступлении и наказании» сделал наилучшим образом. Родион Романович Раскольников – идеальный персонаж, потому что он бурю разрушения несет в себе. Но потом он же ее оседлал.
– Насколько теория важна для писателя? Сейчас появилось какое-то безумное количество писательских школ. Нужна ли писателю эта теория или он должен садиться за писательский стол и просто писать и читать книги, которые его вдохновляют.
– И так и так. Во-первых, одиночество никто не отменял. У писателя свои собственные переживания. Свое неповторимое ощущение мира. Я недавно выступал в Болгарии на переводческом конгрессе в Пловдиве и сказал: «Друзья, вы поймите, проблема перевода – это же не 150 языков. Проблема перевода – это семь миллиардов языков». Ведь сколько на планете живет людей, столько разных языков, потому что у каждого человека свое восприятие. Когда вы говорите: «Я люблю тебя», вы переводите свои внутренние чувства в некий набор слов, символов, но то, что вы испытываете, ваши слова не передают. Когда мы коммуницируем, говорим о любви друг другу, о ненависти, о раздражении, мы занимаемся проблемой перевода. Я сейчас говорю об уникальности личности каждого из нас. И для писателя, и для обычного человека она крайне важна. Но для писателя в сто раз важнее, поэтому надо эту уникальность развивать.
– Тогда я не могу не задать еще один вопрос. Единственный инструмент писателя – это язык. Как обрести и найти собственный голос?
– Сначала вы должны осознать уникальное состояние своей личности, которая вам дана на шестьдесят-семьдесят лет (кому-то на тридцать, к сожалению). Вы должны это осознать, понять, ощутить. А потом после этого найти дверку из подвала. Потому что это герметичный подвал. Вы сами по себе – это герметично замкнутый подвал. Вы должны найти интерфейс. Где-то в этой пустой комнате даже не дверка есть, где-то есть клавиатура. Ее надо найти и на ней набить код выхода. Какой-то код доступа всегда есть. Вы его начинаете набивать, и вот здесь могут помочь литературные школы.
– И многие ломаются на моменте поиска.
– Где шифр забит? Да, очень многие.
– Это же самое большое писательское состояние. Это отчаяние, что ты не знаешь, как выйти из герметичной комнаты.
– Да, отчаяние. Но тут еще какая штука. Ты тыкаешься в этой комнате и – о счастье! – находишь тачпад. И выясняется, что ты, сука, не знаешь кода. Вот проблема-то, да? Истинный писатель (как Толстой, Достоевский, Чехов) рождается именно из этого состояния: он четко обустроил все у себя в комнате, потом нашел тачпад, вычислил код, набрал его и вышел из комнаты.
– Можно ли сказать, что писатель – это некий такой граф Монте-Кристо, который 25 лет долбит ложкой в стену, чтобы прокопать туннель?
– Я соглашусь. Он долбит, ложечкой процарапывает себе выход. Граф Монте-Кристо, процарапывающийся на волю, это и есть писатель.
– Итого резюмируем. Мне очень нравится формулировка: «Писатель – это тот, кто не бросил». Вы согласны?
– Неплохо. Причем не бросил все. Не бросил писать, не бросил бухать, не бросил любить.