— Как ты борешься с прокрастинацией?
— "Текст сам себя не напишет" – так я говорил соседям, когда, вернувшись из офиса, уходил на ночь глядя в кафе, чтобы писать "Желание исчезнуть". Будучи безвестным автором, живущим за границей, я не мог предугадать итог этой работы, но к нему надо было поступательно двигаться.
— Что заставляло тебя продолжать, несмотря на эту неизвестность?
— Интересно было самому узнать, чем закончится эта история, ну и определённая амбициозность. Писатели ведь всегда начинают с неизвестности, это условия игры.
— Был ли у тебя (бывает ли) страх чистого листа?
— Белый лист как таковой меня не смущает – я гляжу на него как на поле возможностей. Страшно – отсутствие идей, новой задумки. Это чаще всего бывает после окончания работы над большим текстом и может длиться от пары часов до многих месяцев.
— Откуда приходят идеи?
— Хотел бы я знать! Может быть, когда-нибудь это будет открыто и как-то объяснено научно. Я могу только описать сам момент, когда они вспыхивают: обычно это сопровождается яркими впечатлениями, когда эмоции или внешние события заставляют увидеть те же события и вещи с иного ракурса. В моём случае появление идеи зачастую происходит во время путешествия или сильного эмоционального переживания. Значительную часть текстов, доведённых до конца, я начинал где-то в пути: на отдыхе или в командировке, вне рутины.
— А сомнения… Они посещают тебя?
— Конечно, и главное сомнение – не трачу ли я энергию на никому не нужные вещи.
— И что ты можешь сказать о сомнениях такого рода сейчас?
— Они никуда не ушли. Может, после ряда публикаций с ними стало легче обращаться, но в целом на каждый текст приходится не один час раздумий: высказал ли я хоть одну ценную мысль? Как правило, самое тяжёлое время – это сразу после написания и до получения пары первых отзывов. В этот промежуток кажется, что ты со своим текстом застрял в тёмном лифте и не чувствуешь его больше, хотя он стал недавно частью тебя.
Когда происходят первые прочтения, и люди говорят, что им понравилось, а что нет, текст как бы немного отдаляется, становится виден с расстояния, и над ним можно продолжить работу. Чем больше приходит отзывов, тем ремесленнее становится отношение. Короче говоря, лучше всего сомнения растворяются во времени.
— Кто влиял и продолжает влиять на тебя, на твое творчество?
— Мой, наверное, главный учитель – это Алексей Константинович Антонов, который был доцентом Литературного института и вёл там кружок "Белкин". Благодаря нему и людям, которых он собрал вокруг себя, я существенно продвинулся примерно в 2010-2011гг., и все свои главные тексты я обсуждал именно с ним. В фоновом режиме на меня, безусловно, влияет каждый прочитанный автор, будь то классик или современник. Поэтому я стараюсь быть осторожнее с чтением, читаю дозированно.
— Расскажи, пожалуйста, об обучении в литинституте. Что оно дало тебе как писателю?
— Я шёл в институт, потому что на тот момент это казалось единственным местом, где найдутся единомышленники – такие же помешанные на письме и текстах люди, как я сам. На самом деле, общение и было главным приобретением: с кем-то из однокурсников мы ездили в путешествие, с другими общаемся до сих пор, а с кем-то случились довольно драматичные разрывы по прошествии ряда лет дружбы… Также Литинститут добавил немного к моим гуманитарным знаниям: символизм древнерусской литературы, потрясающие инсайты по иностранной литературе от профессора Джимбинова (к сожалению, скончался в 2016г.), интереснейшие лекции по русской современной прозе Сергея Чередниченко (до 2018г. – директор журнала "Вопросы Литературы") и т.д.
— Планка высока. Ты уже издающийся писатель, ты победил в «Лицее». Чувствуешь давление статуса? Нет ли страха второй книги? Что получится хуже. Не так. Не поймут. Не примут.
— "Желание исчезнуть" вышло всего месяц назад, и мне очень интересно наблюдать за реакцией на него. Я знал, что эта книга (в неё ведь вошла ещё и антиутопия "Новая реальность", которая имеет общественно-политический уклон и тоже пытается говорить о современности) вызовет неоднозначную реакцию, её не могли принять спокойно, т.к. она задевает слишком много болевых точек. Что касается будущих текстов, они появятся, если я сам буду доволен результатом, а это в том числе значит и превзойти свои предыдущие произведения. Но примут ли читатели, поймут ли – вне моего контроля, с этим приходится мириться. Такова эта работа.
— Задумки новых работ уже есть? Как ты пишешь? У тебя в работе черновик одной рукописи или ты, как, скажем, Алексей Иванов, пишешь сразу несколько текстов одновременно?
— После "Лицея" я успел закончить две больших рукописи. Первую, как это бывало прежде, убрал пока в стол – не годится. Может быть, вернусь к ней позже. Вторую сейчас редактирую. Текст описывает Калифорнию, но заглядывает немного в будущее. Речь заходит о новых биологических гипотезах, искусственном интеллекте – короче говоря, о будущем человечества. Можно сказать, это такая "лёгкая" фантастика.
Также в 2019г. я стараюсь писать по одному рассказу в месяц. К августу написано пять текстов, два из них приняты к публикации в журналах, ещё один подан на конкурс "Будущее время", ещё один "пристраиваю", а пятый пока в работе. Писать одновременно могу одну крупную вещь, перемежая её работой рад рассказом, но не больше.
— Твое творчество автобиографично? Многие писатели говорят, что каждый писатель пишет о себе.
— Черты моих персонажей, безусловно, унаследованы от меня, а судьбы – не всегда. В некоторых рассказах я достаточно близко пересказываю эпизоды собственной жизни, но чаще пользуюсь фантазией или услышанными где-то историями.
В повести "Новая реальность" я пытался отразить само ощущение от переезда в другую вселенную, с которым столкнулся при эмиграции, а в "Желании исчезнуть" использовал опыт всех конфликтов, через которые проходил, чтобы добраться до понимания, как мир рождает войну и наоборот. Но события в обоих текстах преимущественно вымышлены.
— Твой совет начинающим автором?
— Любить литературу в себе, а не себя в литературе.