— Концовка этой книги лично для тебя грустная?
— Она грустная, но не всеуничтожающая. Махно умер, но идея построения идеального общества никуда не делась, она может быть реализована. Да, в итоге выяснилось, что никто не получил того, о чем мечтал. Все испытывают разочарование: Беловодье существует только в голове, а когда начинаешь его строить, быстро выясняется, что оно обретает различные, в том числе и низкие, неприятные черты.
— Ты сам испытываешь ужас перед войной?
— Да.
— Почему ты именно сейчас решил поделиться этим ужасом с другими?
— Я знаю, что она может начаться в любой момент. У меня есть ощущение, что в последние лет 15 окружающий меня мир начал балансировать на некоей неустойчивой точке, и с возрастом это ощущение только усиливается. Война — это наш элемент быта: сначала были конфликты в рамках позднего СССР, потом Чечня, потом Грузия, потом Донбасс. Мы живем, постоянно соприкасаясь с ней — пусть даже через новости — и общаясь с людьми, которые прошли через нее. Ощущение от того, что она рядом, есть. И оно питало меня, когда я писал роман.
— Что ты читаешь из современной русской литературы?
— Я всегда с большим интересом читаю Виктора Пелевина, не пропустил ни одной его книги. Люблю Захара Прилепина, и тоже прочитал все, что он писал, включая публицистику. Понравились «Патриот» Андрея Рубанова, «Перевод с подстрочника» и «Тёмное прошлое человека будущего» Евгения Чижова. Хорошо пошли «Жених и невеста» Алисы Ганиевой, периодически читаю Сергея Шаргунова, Романа Сенчина, Германа Садулаева.
Если говорить о конкурентах, бывших в шорт-листе «Русского Букера», то мне очень понравился «Заххок» Владимира Медведева, кстати, как и я, живущего в Ногинске. С ним у нас получилась интересная история: я закачал эту книгу в свой смартфон и поехал в Ясную Поляну на писательские встречи. Приехал туда, читая этого «Заххока», и неожиданно встретил там самого Медведева. Мы познакомились и быстро выяснили, что живем мало того, что в одном городе, так ещё и на одной улице.
— А из великих русских писателей кто на тебя повлиял?
— Я всегда очень любил Гоголя, особенно его ранние произведения, вроде «Вечеров на хуторе близь Диканьки». Если мы привяжемся к «Номаху», то при написании в голове у меня «сидели» Шолохов, Бабель и всё тот же Николай Васильевич.
А в целом, я люблю практически весь корпус нашей классической литературы — Достоевского, Толстого, Тургенева, Бунина, Пушкина, Булгакова… Из поэтов — Есенина, Маяковского, Хлебникова.
— Ты простой парень из Ногинска, работаешь на атомном заводе. И тут ты становишься писателем и начинаешь транслировать свои чувства и мысли на других людей, тебя на одну премию номинируют, на другую. У тебя это не рождает ощущения гиперответственности и вопроса «а имею ли я право это делать»?
— Бывает такое. Но эта мысль не определяющая: возникла и исчезла. Я совершенно точно не сижу часами с размышлениями: «Что же мне делать? Человечество смотрит на меня, что я могу ему предложить?» В моем возрасте на эти заморочки обращаешь гораздо меньше внимания. Когда в 2003 году у меня вышла первая книга «Лис», периодически возникала какая-то рефлексия, и я не очень понимал, как к этому факту относиться и что делать. На самом деле, ничего не надо делать! Садиться и писать следующую книгу. Ответственность? Я считаю, что никогда не писал чего-то, за что мне может быть стыдно. Или что может негативно сказаться на мироздании. Наоборот, мне всегда казалось, что я пытаюсь сделать мир лучше.
— Ты не рефлексировал, что мог бы написать «Номаха» лучше?
— Я стараюсь вообще не рефлексировать на эту тему, потому что нет предела совершенству. Когда книга вышла, мне неинтересно больше думать о ней. Интереснее заниматься другой книжкой.
— Следующая про что будет?
— Про театр. Но она будет взросло-детская. О незаконченных вещах не хочется говорить — когда ты про что-то расскажешь, то словно бы загонишь себя в какие-то рамки. А пока вещь пишется, не должно быть никаких рамок. Пусть мысль виляет, куда угодно.
— Напоследок дай несколько советов начинающим писателям.
— Штука в том, что универсальных рецептов и советов тут нет и быть не может. Но если всё же попробовать… Когда начинаете писать, отталкивайтесь от красоты. Вот есть у вас за душой какое-то красивое впечатление, воспоминание, образ, оттолкнитесь от него и развивайте. Не бойтесь своей фантазии, не сдерживайте её. Если что, потом поправите, но когда пишете, будьте свободными. И не теряйте той первой красивой ноты.
Беседовала Алиса Курманаева