Teens write:
дети пишут

Может ли подросток стать гениальным писателем? История о том, как две Насти не нашли своего места в жизни и решили изменить мир (пока совсем немного).
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Авторы «teenswrite» — те, кто заблудился в Нетландии и не ищет выхода, постоянно испытывая реальность на прочность. Узнать больше
Один из первых материалов сайта, эссе Саши Баженовой-Сорокиной «Нам и не снилось», начинается фразой: «На протяжении всего детства я держала форточку в детской распахнутой, чтобы туда мог постучаться Питер Пэн и забрать меня навстречу удивительным приключениям». Авторы «teenswrite» — те, кто заблудился в Нетландии и не ищет выхода, постоянно испытывая реальность на прочность.

Истории подростков отличает особая смелость. Они часто мыслят свободнее, а все происходящее для них – вопрос жизни и смерти. Отсюда – особый, критический взгляд на мир и острый ум. Наверное, именно этим мы руководствуемся при отборе текстов – если не в первую, то во вторую очередь.
Анастасия Фрыгина, сооснователь Teens Write
Мы — это Настя Пономарева и Настя Фрыгина, начинающие писательницы и преподавательницы «Литературного мастерства» и, как вы уже догадались, создательницы проекта «teenswrite». Каковы сами, таковы и сани.

Помимо нас, над проектом работают дизайнер Даня Тимофеев и корректор Маша Хомутская. Проект (за исключением скромной благодарности Дане) абсолютно некоммерческий, поэтому если вдруг нам случается не отвечать долго – скорее всего, мы завалены мирскими делами и письмами.
Анастасия Пономарева, сооснователь Teens Write
Как все началось?

Начался проект за два года до его физического появления, когда нам выпал шанс в составе преподавательских групп вести курсы «Литературное мастерство» в школе «Летово» и на базе Павильона Книги ВДНХ. Не то чтобы мы планировали стать учителями: одна Настя писала детские сказки, другая – стихи и сложную мистическую прозу. Одна – в прошлом почти юрист, другая – вполне себе геолог.

Смущало ли отсутствие специальных знаний? Нам повезло оказаться в первом наборе магистратуры «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. Филология и литературоведение были на уровне – четыре года баклавриата за один год магистратуры. Вишенка на торте – творческие семинары Марины Львовны Степновой и Майи Александровны Кучерской. Смущало скорее отсутствие опыта, но здесь оно играло нам на руку – мы с ребятами оказались в одной лодке. Они учились писать, а мы учились учить.
Прозу подростков часто называют «незрелой», но в ней есть нечто большее, и, наверное, именно в этом секрет популярности фанфикшена — дети с большим удовольствием читают детей.
После первых занятий пришел азарт, после курса в школе «Летово» – осознание того, что мы делаем важное и нужное дело. Мы работаем с безумно талантливой аудиторией. Прозу подростков часто называют «незрелой», но в ней есть нечто большее, и, наверное, именно в этом секрет популярности фанфикшена – дети с большим удовольствием читают детей.

В «Летово» мы бесконечно спорили, вслушивались в слова, играли с Зощенко и Бабелем, писали и читали – наши занятия стали пространством абсолютной свободы, в таких условиях ребята быстро росли. У многих сформировался собственный авторский голос, стиль. Хотелось большего – выйти за рамки школьной аудитории и стать частью большой литературы. Дети принимали участие в конкурсах, иногда (ура!) побеждали. Пытались публиковаться, но из доступных опций были только сервисы свободной публикации («Книга фанфиков», «Wattpad», «Проза.ру»), альтернативных вариантов не так много. Толстые (и не очень) литературные журналы практически не публикуют детей и подростков.

Мы решили проблему радикально.
Умение работать с текстом – ремесло, а путь ремесленника – всегда дорога «честного пахаря». Перед тем как взяться управлять трактором, следует сначала освоить лопату, а после – без этого никуда – мотыгу и тяпку. Важно помнить, что, перед тем как основать кубизм, создать «Гернику» и стать одним из самых дорогих художников в истории искусства, Пикассо научился писать простые и прекрасные реалистические полотна. Мы советуем каждому пройти этот путь. Начать с простых двусоставных предложений, которые состоят из подлежащего, сказуемого, второстепенных членов («Мама мыла раму»), почувствовать под ногами твердую почву и только потом постепенно усложнять синтаксис. Писательские «мышцы» тренируются упорным трудом.
Идея

Идея лежала на самом очевидном месте: провели опрос в фокус-группах, узнали, что именно необходимо и интересно ребятам. Стараемся держать регулярный контакт с аудиторией и сейчас – это помогает понять, куда двигаться дальше.

Сайт

Сайт рождался долго, но совсем не мучительно. Нам очень повезло с Даней. Сначала он просто писал нам код, а потом, слово за слово, взялся делать дизайн. Спустя десятки очень разных драфтов, черно-белых и кислотных, системных и хаотичных, сайт стал таким, каким вы его видите: единым артефактом – текстом, который мы пишем все вместе, каждый автор добавляет свой «листок».
Мы публикуем около 25% всех присланных работ и это (коллеги не дадут соврать!) очень большая цифра.
Сейчас

Мы публикуем тексты из open call, потихоньку наполняем рубрику «учимся» статьями первой необходимости и мы очень счастливы. За первый месяц пришло больше 80-ти работ. Очень мощный получился отклик, мы такого не ожидали. Думали, будем первое время сидеть с полупустой почтой и ходить по знакомым, а нас прямо привалило. Спасибо всем, кто откликнулся, это очень воодушевляет. Чувствуешь, что делаешь «правильное» дело, заполняешь место, которое хочет быть заполнено. И, конечно, спасибо всем, кто про нас говорит. Рассказать о проекте миру – пока самая сложная задача для нас.

Радует общий уровень текстов. Мы публикуем около 25% всех присланных работ и это (коллеги не дадут соврать!) очень большая цифра. Хороший текст – это всегда огромная условность, а процесс отбора – нелегкое дело. Мы ценим все истории, опубликованные и не опубликованные, и стараемся каждому дать обратную связь – поэтому обязательно пишем маленький, но полезный отзыв. Отправить свой выношенный и выстраданный, жутко любимый текст, долго ждать и получить сухое «не подходит» или не получить ничего вовсе – очень грустная история. Нет, мы прекрасно понимаем коллег, которые осознанно, ради экономии ресурса, отказываются от этой работы, но нам заряда пока хватает – пусть так будет всегда. Хочется, чтобы первый отказ не стал последним. Радостно, что авторы не останавливаются, не держат обиды, а прислушиваются к советам и присылают новые тексты. Это стоит любых сил.

Авторам, особенно начинающим, особенно невзрослым – взрослым, подросткам, детям больше всего нужны внимание и поддержка. Снова судим по себе и своему опыту преподавания. Во многом именно для этого мы завели рубрику «учимся», где рассказываем об основах писательского мастерства, собираем советы, рецепты и лайфхаки для начинающих авторов. Обязательно будем звать в неё коллег, начинающих и не очень, – писателей, поэтом, драматургов, критиков. Леша Колесниченко, редактор литературного журнала «Формаслов», уже пишет для портала жизненно необходимую статью в помощь начинающим поэтам. Потому что подросток может быть и поэтом и писателем, залог успеха – больше читать (в том числе советы более опытных авторов) и регулярная практика.
Потом

Планы у нас самые космические. Сейчас с этим сложно, но для начала хотелось бы собрать наших авторов и читателей, поговорить о литературном мастерстве, немного пописать и почитать всем вместе. Формирование живого комьюнити пишущих подростков – одна из основных задач проекта. В заметках – запуск регулярных литературных конкурсов и даже, может быть, собственная маленькая литературная премия для детей и подростков. Так что, если нас смотрит какое-нибудь душевно близкое и рисковое издательство – мы готовы к сотрудничеству

И вообще рады коллабам, пишите на почту — contact@teenswrite.ru
Made on
Tilda