Ликбез
Открытый урок
Майя Кучерская ответила на вопросы подписчиков «Хемингуэй позвонит».
DR
Вопрос:
Как писать так чтобы людям нравилось? Можно ли этому научиться?
Ответ:
Вот скажите мне: зачем писать, чтобы нравилось людям? Надо, чтобы нравилось вам! Только вам! Чтобы вы были в восторге, чтобы Вы кричали себе Ай-да Пушкин, ай-да сукин сын! Ваш восторг и драйв зарядит текст, и только тогда он понравится всем. Не верите? Напишите два рассказа. Один, чтобы понравился вам. Другой по правилам — в центре симпатичный герой, с ним происходят разные неожиданности, приключения, любовь, в конце пусть он все преодолеет и окажется молодцом. А теперь проверьте — и расскажете потом, какой текст больше понравился "людям". Если внезапно оба — поздравляю вас, вы — профессионал.
Пишете книгу или хотите научиться писать классные продающие тексты? Подписывайтесь на телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Вопрос:
Как найти себя (выработать уникальный стиль) на литературном поприще?
Ответ:
Много, много писать, сочинять, откладывать, вычеркивать, но не выбрасывать, заново придумывать. Однажды остановиться и оглядеть эту груду написанного. Вы увидите, что у вас два-три любимых мотива, повторяющихся из текста в текст. Две-три любимых темы, Несколько излюбленных стилевых приема — вот эти "два-три" и есть уникальный вы.
Вопрос:
Что такое писательский стиль в вашем понимании? Можно ли к нему отнести «авторские» знаки препинания? В разных источниках по-разному об этом пишут. Кто-то считает, что авторской пунктуации в принципе не существует. А кто-то восхищается авторами с уникальной пунктуацией.
Ответ:
Стиль — это отпечаток ваших литературных пальцев. Синтаксис, длина предложения, знаки препинания, как и их отсутствие, входят.
Вопрос:
Читают ли в "толстых" литературных журналах присылаемые неизвестными авторами тексты? И где вообще лучше "продвигать" свои тексты?
Ответ:
Читают, в каждом журнале сидят специальные люди "на самотеке" и по крайней мере проглядывают все присланные тексты. Поэтому начало вашего текста должно быть сильным, цепляющим — именно его и прочтут, скорее всего. Как и финал. Продвигать нужно везде — подавать на премии, отсылать во все доступные журналы. Не ждать, не волноваться — сочинять дальше и... однажды все будет.
Вопрос:
Дает ли обучение в CWS какие-то привилегии с точки зрения издания текстов в издательствах? Поддерживаете ли вы связь с издательствами и есть ли с их стороны искать "хороших" и перспективных авторов в сетях вашей креативной мастерской?
Ответ:
Обучение в CWS, как кстати и в новооткрытой магистерской программе «Литературное мастерство» в Вышке, дает привилегии — но совсем другие. Вас учат писать, строить текст, создавать героя, редактировать себя. И вы, совершенно неизбежно, начинаете писать все лучше и лучше. Любой сидящий на самотеке редактор узнаёт сильные, профессиональные тексты мгновенно — по уверенной повествовательной поступи. CWS этой поступи учит. Рекомендовать своих учеников мы почти никогда не рекомендуем, очень редко, в особых случаях. Пусть их успех будет результатом их усилий, так и им будет слаще, и нам.
Вопрос:
Как вкраплять секс в произведения и как его описывать (и надо ли), чтобы не скатиться в откровенную пошлость и порнуху?
Ответ:
На русском языке это трудно, поэтому надо действовать осторожно, именно "вкраплять", передавать эротическое напряжение не прямо, а через дополнительные детали, через разговор как бы о другом, а на самом деле об этом.
Вопрос:
Чему вы учите в магистратуре Высшей школы экономики? На кого, на сколько лет рассчитана эта программа?
Ответ:
Учим любить. Любить сочинять, талантливо и с драйвом, но и читать, читать классиков и тех, кто с нами одновременно пишет книги, учим продвигать свою книгу. Учим на профессиональных литераторов в общем — всеми доступными средствами — курсы по литературной истории, теории, практике, встречи с современниками, придумываем свои литературные проекты, в основном веселые. И так не приходя в сознание все два года.
Вопрос:
Майя, скажите, пожалуйста, где проходят границы между черновиками романа? Очень часто можно услышать такую фразу: "это мой третий черновик". В какой момент второй черновик перестает быть таковым и становится третьим?
Ответ:
Ммм.... Сегодня, когда все мы пишем на компьютере, по-моему, граница между первым-вторым-третьим черновиков совершенно размылась. Пишешь себе и пишешь, и черновик постепенно превращается в беловик.
Вопрос:
Как в вашем понимании лучше писать: составляя план романа или отпуская текст, чтобы "он сам писал себя"?
Ответ:
Ну, хорошо бы понимать, куда вы движетесь и куда хотите привести своего героя. План всегда полезен, хотя бы краткий. Но внутри отведенных отрезков пусть, конечно, пусть текст пишет себя. В описании эмоциональных сцен это необходимо.
Вопрос:
Насколько важна подготовительная работа, когда ты хочешь написать роман? Как долго нужно проводить (и нужно ли) полевые исследования, прежде чем садиться за написание текста?
Ответ:
Полевые исследования — необходимы. Мы же не можем все знать. Но должны. Пишем про ювелира — досконально изучаем ювелирное ремесло. Ошибки — исторические, фактические — всегда не в пользу текста. Точность — наоборот. Причем даже не специалист чувствует это, насколько вы приблизительны в описаниях, а насколько точно знаете, о чем пишете. Так что за время создания, скажем, романа об эпохе оттепели, вы должны стать экспертами по этой эпохе.
Вопрос:
Стоит ли брать псевдоним, чтобы создать уникальный брэнд, если в сети уже есть известные люди (выпадают на первой странице поисковика) с вашим настоящим именем? Как вести социальные сети, если берешь псевдоним: а) создавать новые профили для псевдоним или б) вести свой обычный профиль и раскрыть подписчикам свою связь с псевдонимом?
Ответ:
Если это известные литераторы с вашим именем — есть о чем задуматься. Может, и стоит. А еще лучше сделать так, чтобы произнося, скажем, "Маша Иванова" все имели в виду именно вас, затмить конкурента.
Вопрос:
Представим ситуацию. Писатель написал свою дебютную книгу и издал её. Рекламная кампания книги запущена, бета-ридеры и Критики хвалят, в рецензиях тоже всё хорошо. Но продажи не идут. Что делать?
Ответ:
Срочно писать вторую книгу.
Об авторе
Биографическая справка
Майя Кучерская — российская писательница, литературовед и литературный критик. Кандидат филологических наук. Лауреат Бунинской премии (2006), Студенческого Букера (2007). Победительница в читательском голосовании премии «Большая книга» (2013). Руководитель магистерской программы «Литературное мастерство» в НИУ ВШЭ. Руководитель Школы литературного мастерства Creative Writing School.
Made on
Tilda