диалоги
«Исчезнувшая сестра»: буддизм 100.0 и семейные конфликты
На книжной полке «Хемингуэй позвонит» роман Аллы Авиловой — «Исчезнувшая сестра». Текст о семейном конфликте, нелюбви матери, поисках сестры, меняющий читателя. Разбираемся, почему эта история так цепляет.
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Алла Авилова. «Исчезнувшая сестра». Издательство «Феникс»
Синопсис: Роман рассказывает о двух сестрах, переживающих кризис среднего возраста. Они обе решают изменить свою жизнь, никого не посвящая в свои планы. Сестры мало общаются и плохо знают друг друга. Когда одна из них исчезает, а другая берется ее искать, им обеим приходится узнать много неожиданного друг о друге.

Анализируем:
В основе — непростые отношения между дочерью (главная героиня) и матерью, которую героиня называет отчужденно — Ольга Марковна. Первые строки романа отсылают к Франзеновской «Безгрешности», тексту, перемалывающему семейную боль. В какой-то момент героиня просто собирает вещи, чтобы уйти. Мать сидит и наблюдает за сценой молча. Старшая дочь без эмоций осматривает «чужую» квартиру. Жилье, которое никогда не чувствовала своим.

Героиня уходит потому что любит свободу. Для Ольги Марковны свобода — это эгоизм, поэтому Ольга Марковна про квартиру говорит: «моя квартира, не «наша». Для героини свобода — воздух, без которого она задохнется.

Причина нелюбви Ольги Марковны к старшей дочери в том, что та слишком похожа на отца. Отец сломал Ольге Марковне жизнь и старшая дочь — это проекция пост-травматического синдрома, обид и разочарований. Младшую дочь Элю женщина обожает. Любит сильнее жизни. Любит так, как никогда не любила ту, от чьего лица написан драматический текст.

Младшую сестру сама героиня называет сексуальной дурехой. Канарейкой, время от времени задаваясь вопросом, «когда же эта канарейка, наконец, поумнеет». Отношения между сестрами не близкие, но и не разорванные холодом матери: время от времени Эля звонит, чтобы рассказать об очередной проблеме или передать сообщение от Ольги Марковны, женщины, с которой связи больше нет. Сама мать старшей дочери никогда не звонит.
Для Ольги Марковны свобода — это эгоизм, поэтому Ольга Марковна про квартиру говорит: «моя квартира, не «наша». Для героини свобода — воздух, без которого она задохнется.
Все меняется, когда раздается телефонный звонок (Ольга Марковна ни разу не позвонила дочери за последние 16 лет). Мать звонит, чтобы сообщить об исчезновении — Элеоноры, своей любимой кровинки. Звонит, чтобы сказать, что Элечка уехала в Сочи и вот уже 1,5 месяца не выходит на связь. Разговор, который мог бы стать другим, обрывается из-за импульсивной реплики протагонистки («Ну почему ты сразу думаешь, что что-то случилось»). Мать бросает трубку. Героиня пытается связаться с сестрой. Автоответчик сообщает: «Этот номер не существует».

Идя по хлебным крошкам зацепок, героиня выходит на Федора. Это странный человек. Ученик главы духовной организации «Общество бриллиантовой колесницы». Героиня начинает думать: у Федора, основателя «Школы перемен» что-то вроде секты?. На такую мысль наводит информация, что у Эли был учитель пения со странным именем Гецул Мо.
У Федора, основателя «Школы перемен» действительно что-то вроде секты? На такую мысль наводит информация, что у Эли был учитель пения со странным именем Гецул Мо.
Продолжая поиски, героиня попадает в «Трансформатор», организацию, где пропагандируют «Буддизм 100.0». Суть его в том, что «это не кастрюля с крышкой, а лаборатория без стен». Трактаты школы сообщают: войти в буддизм, как это делал сам Будда можно с любой стороны. Существует много версию буддизма, «уже не меньше 99». В организации «вы будете иметь дело с нашей версией, это буддизм 100.0».

Здесь текст делает резкий кульбит и мы оказываемся в знакомых пелевинских декорациях. Ретрит, куда приезжает героиня в поисках сестры, прописан детально и со знанием темы. Истины, льющиеся со страниц, хорошо знакомы поклонникам текстов Пелевина и одновременно — дополнены неожиданными «авиловскими» специями. Мы понимаем — автор силен в теологии. И это понимание сближает с текстом: доверие возрастает. Да и сюжет к этому моменту набирает обороты.

Главная цель героини к этому моменту — встретится с Мокшафом, духовным лидером органиации. Мокшаф неуловим, но цель поймать его сильнее. «Ты думаешь о том, о чем нельзя думать», говорит Нюта, одна из «ретритчиц». И все же желание найти пропавшую сестру сильнее любого запрета, даже если он идет от влиятельной секты, исповедующей «Буддизм 100.0».

Так выясняется, что есть еще и верхний лагерь — сюда пускают только особенных ретритчиков, доказавших свою верность организации. В конце-концов наступает яркая и неожиданная драматическая развязка. Читатель, проведенный по истории заботливым гидом — Авилова умеет держать внимание — выдыхает. Эмоциональный выплеск приводит к истощению. И еще долго после того, как книга уже закрыта, в голове витают самые разные мысли. Что такое родительская любовь? Виноваты ли мы в том, что ее не получаем? Почему странные секты могут так сильно нас изменить? Можно ли изменить чужую жизнь, если ты очень хочешь человеку помочь, а он этого совсем не хочет?

Вопросов много. И у каждого они свои. Но в этом и есть сила текста. Ведь текст, не оставляющий вопросов — пустой текст. Если же история бьет в сердце — пусть даже это болезненный и совсем неприятный удар — значит, история меняет и вас.
Продолжая поиски, героиня попадает в «Трансформатор», организацию, где пропагандируют «Буддизм 100.0». Суть его в том, что «это не кастрюля с крышкой, а лаборатория без стен».
Вот как автор представляет свой текст: «это история двух сестер, которые мало общались и жили с представлениями друг о друге, сложившимися в детстве. Когда одна из них уезжает на отдых и не возвращается, а другая берется ее искать, сестры узнают друг о друге много неожиданного.

Прежде всего, обнаруживается, что обе они решили изменить свою жизнь, не считая нужным посвятить родных и друзей в свои планы. Разобщенность близких людей и их иллюзии о том, что они хорошо знают друг друга — одна из тем этого романа. Другая тема – разное отношение к тренингам личностного роста и конфликты, которые это вызывает в личных отношениях.

В поисках возможностей изменить свою жизнь, одна из сестер рассчитывает только на себя, другая же под влиянием своего друга надеется себя реализовать с помощью жизненной философии и духовных практик буддизма. Разные ориентиры, которые выбирают сестры для осуществления жизненных перемен, сначала разобщают их еще больше, но желание понять устремления друг друга помогает им в конечном счете лучше увидеть, что их обеих толкает на поиск новых жизненных целей.

Автор хорошо знакома с особенностями современного духовного поиска тех, кто не находят ответов на трудные вопросы ни в современной массовой культуре, ни в старых религиозных традициях, ни в новых мировоззренческих веяниях. «Пропавшая сестра» — третья книга автора на эту тему. Прежде был опубликован роман «Откровение огня», рассказывающий о судьбах владельцев древнерусской мистической рукописи с нетрадиционным толкованием смысла жизни, а затем роман «Полетела Зоя в Амстердам», где отразились особенности переоценки ценностей у 50-летних женщин, решивших разобраться в себе».

Made on
Tilda