Влияет ли твой жизненный опыт на текст романа. Если да, то каким образом?
У меня есть большой недописанный роман «Мужественность» — мемуары/автофишкен, максимально автобиографический, он написан полностью из моего опыта, из его мяса вырублен, из костей сложен.
Ролевые игры – те самые, в лесу, с мечами, за орков и эльфов – они воспитали меня и дали море специфического опыта: убивал, умирал, пытал, предавал, командовал легионами, уничтожал мир, кончал с собой, докладывал императору, был императором, выводил людей из ада, ввергал их туда, судил, расследовал, пил кровь, охотился, дрался с оружием и без, стрелял, отчаивался, боролся с чужим отчаянием.
Самый полезный писательский опыт – чужие книги. Многие понимаю, как написаны, некоторые (Умберто Эко!) даже в голову целиком не помещаются.
Литературные конкурсы хороши, но с этой наркоты надо вовремя слезть. Много дешевого дофамина, обратной связи, дедлайнового адреналина. Роман так не напишешь (ату его, адепты NaNoWriMo).
Как долго ты писал свой первый роман?
В 29 лет решил тренироваться: стал писать каждый день, о форме не морочился, сочинял про помойных эльфов, за месяц до 30 лет посмотрел, что получилось – а там роман про помойных эльфов, про который Александр Гаврилов спустя годы скажет:
«Эротические приключения Муфты, Полботинка и Меховой Бороды в пересказе гр. Лотреамона». Запомните это название – «Брандлькаст». Три четверти моих друзей дальше десятой страницы не продвинулось. Матерая шиза, гремучая смесь Павича, Кэрролла и Коваля. Классного я о себе мнения, да?
Писал полтора года, прерывался, возвращался, дописывал. Очень помогала блочная структура текста: каждая глава может быть отдельной историей, связки можно прокидывать куда угодно, текст в высшей степени постмодернистский, живущий по совершенно своим правилам. Это освобождало. А свобода – верный помощник писателя.
Писал, как играл, поэтому все сложилось весьма легко. Но отсюда же порог входа, в «Брандлькаст» легко погружаются лишь упоротые, филологи и фанаты языковых игр.
Ты писал, следуя чёткому плану или как пойдёт?
Я работаю от порыва, иногда это четкая идея, иногда – первая фраза, часто – герой. Очень редко у меня есть план, порой даже наброски, отдельные эпизоды. Я с легкостью придумываю детали, эпизоды, сюжетные повороты. Я не боюсь – потом линии точно найдут продолжение, замкнутся – проверено на «Золотой пуле» и «Призраках осени».
План супер нужен после того, как разложил ружья и убил нескольких ключевых персонажей. Без плана не вывезти большой роман. Особенно, если хочешь, чтобы читатель хоть что-нибудь понял.
И драма. Крутая драма – часовой механизм на нескольких адских машинах. Они взрываются по очереди, жертва – читатель. Драма – скорее инженерная конструкция.