Спецпроект
«Никто не придёт
и не сделает
тебя знаменитым»
Юлия Гайнанова, писатель и журналист, автор книги «Бутылка. Книга для тех, кто любит выпить», рассказала «Хемингэуй позвонит» о пути писателя, сомнениях и алкоголизме и литературной школе, где дарят уверенность в себе.
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
часть 1
Литетарура
Юлия Гайнанова. «Бутылка. Книга для тех, кто любит выпить», Городец, 2021
— Ты не мечтала стать писателем, но, тем не менее, стала. Как так получилось?

— Получилось, что я закончила журфак МГИМО, где курсе на третьем решила попробовать работать по специальности — связи с общественностью. Из всех моих обязанностей мне нравилось ровно ничего. Правда, писать пресс-релизы было весело. В том же году нам читал курс по мировой литературе Вяземский — и всё, у меня появилась мечта тоже написать книгу.

— О чем «Книга для тех, кто любит выпить»?

— Это искренняя история обо мне и моей подруге, о том, что с нами происходило, когда мы решили отказаться от алкоголя на год. Она для каждого, кто хотя бы раз забывал события предыдущего вечера, просыпался с похмелья или с неопознанными синяками… Книга – о поиске себя и пути к себе.

— Как бы ты охарактеризовала жанр этого произведения? Нонфик, автофикшн, что-то еще?

—Автофикшн.

— Ты пила, когда писала эту книгу?

— Да. Причём это чуть не стало поводом для того, чтобы вообще отказаться от идеи её дописать, ведь изначально она задумывалась как заметки о трезвой жизни. Но потом я поняла, что надо продолжать и фиксировать все события — и срывы в том числе. Думаю, наши ошибки могут научить нас гораздо большему, чем успех. И принять условно «плохую» часть себя я смогла как раз, когда поставила точку в этой рукописи.
Это искренняя история обо мне и моей подруге, о том, что с нами происходило, когда мы решили отказаться от алкоголя на год
— Хемингуэй признался незадолго до смерти, что алкоголь разрушителен для карьеры писателя: «Сначала ты пьешь алкоголь. Потом алкоголь пьет алкоголь. Потом алкоголь пьет тебя». А что ты можете сказать о роли алкоголя в твоей жизни?

— Как бедного Хэма только не называют, я вот привыкла к «старику Хэму». Так вот я полностью с этим согласна! Но если честно, я немного зла на него за другой афоризм: «Пиши пьяным, редактируй трезвым». Большинство начинающих писателей воспринимают его буквально.

— «Я не валяюсь под забором, но валялась на улице, на углу элитного дома в переулках Арбата, в котором жила и куда у меня не было сил подняться». Хорошая книга — это искренность. Было сложно решиться на такие откровения?

— Да. Но цель книги всегда в конечном итоге перевешивала мои страхи и сомнения. Я знала, что делаю что-то важное, что людям это нужно.

— Как отреагировали близкие, когда увидели и прочли эту книгу?


— Отец умер, а вот маме мне было очень трудно давать книгу. Я сразу сказала, что не хочу, чтобы она читала, особенно, если она захочет что-то покритиковать — лучше не надо. Но она всё равно купила, правда, не смогла дочитать даже до половины. Ей неприятна эта тема.

— Хемингуэй сказал: «Журналистика в какой-то момент становится разрушительна для писателя». Тебе журналистика помогает или мешает писать?

— Я журналистикой уже много лет не занимаюсь как таковой, поэтому нет.

— «Писать целые книги, а не статьи, — интереснее, масштабнее и ближе к тому, чем я хочу заниматься». Сложно ли было перестроить образ мышления под написание больших текстов?

— Нет, мой образ мышления будто создан именно для больших текстов! Люблю копаться в деталях и одновременно создавать что-то масштабное, раскрывать вопрос полностью, а не широкими мазками обозначать проблему.

— «Писательство — не спринт, а изнурительный марафон». Что помогало тебе довести рукопись до конца?


— Вера в то, что эта книга может спасти чьи-то жизни. Звучит, конечно, немного пафосно, но я и правда знаю случаи, когда люди отказывались от алкоголя, прочитав мою книгу. Я постоянно получаю письма о том, насколько изменилась жизнь читателей, как они стали лучше понимать себя и жить радостнее. Именно этого я и хотела.

Я постоянно получаю письма о том, насколько изменилась жизнь читателей, как они стали лучше понимать себя и жить радостнее
Юлия Гайганова
— Расскажи о судьбе этой рукописи? Как ты писала книгу. Возникало ли отчаяние, хотелось ли все бросить?

— О самом кризисном моменте я уже рассказала. Я в этом плане не самый интересный автор: люблю системность и привыкла много работать. Поэтому никаких рыданий под луной, творческих кризисов и стенаний в поисках музы у меня не было. У меня были задачи: зафиксировать историю, отредактировать историю, издать книгу. Их я и выполняла. Аж самой противно!

— Ты «архитектор» или «садовник»? Знала, чем все закончится с самого начала и спланировали сюжет, или это был чистый поток сознания, который вылился в написанную книгу?

— У меня книга основана на реальных событиях, мне оставалась только зафиксировать. Но сейчас я пишу сборник рассказов, и тут я скорее выступаю в роли садовника. А вот когда сяду за роман, то примерю и роль архитектора — на длинных дистанциях садовник просто не выживет.

— Ты вышла на издательство? Или издательство вышло на тебя?

— Я каждый день рассылала рукопись и весь процесс показывала в «Инстаграм». Да, и отказы тоже! У меня есть своя система рассылки, так как я достаточно давно этим занимаюсь, даже курс для авторов сделала «Как издать книгу». Издательство «Городец» первые в меня поверили, так мы и подписали договор.
часть 2
Школа писателей
— У тебя в «Инстаграме» написано «Помогу написать книгу». Расскажи, пожалуйста, как именно ты поможешь?

— Тут несколько вариантов. Можно пройти мои курсы или позаниматься со мной лично на коучинге, взять консультацию.

— О чем твои курсы?

— Сейчас я готовлю масштабный курс, где будет всё, что может понадобиться автору: от выбора идеи до финальной редактуры. Он начнётся в следующем году и будет длится два месяца.

— А что такое «литературный коучинг»?

— На коучинге я решаю конкретный запрос автора. Обычно я веду его с самого начала, то есть мы вместе выбираем идею, начинаем писать первый черновик, и дальше, пока книга не будет готова полностью.

— На сайте написано: «одного раза достаточно». Разве можно научить писать за одну сессию?

— Учиться можно всю жизнь, хоть писательству, хоть финансовой грамотности, хоть балету. Другое дело, что я могу помочь всего за одну сессию решить конкретную проблему. Причем даже если сам автор пока даже не может ее сформулировать.

— Для кого эти курсы и кому подойдет коучинг?

— Перечислю самые распространенные запросы. В первую очередь, конечно, стоит учиться, если вы новичок и не понимаете, о чем и как писать, или у вас боязнь белого листа, а вы хотите делать сразу хорошо и получить результат за конкретный срок. Другой случай, когда опыт есть, но пишете и бросаете, лень подступает, не хватает дисциплины, страхи вылезают, что не хватит таланта, например. Бывает, писатель дописал, но не доволен, не уверен в себе и не знает, что делать дальше. Ещё ко мне часто обращаются эксперты, которые хотят поделиться знаниями, но никогда не писали книги и не знают, с чего начать.

Вообще, всего, конечно, не перечислить, потому что каждый человек индивидуален. Но помочь можно каждому, кто готов работать, я в этом уверена. А формат можно подобрать в зависимости от временных и денежных возможностей. Это как со спортом, можно пойти заниматься в группу, а можно с тренером. В группе у вас атмосфера особенная, вы растете за счет окружения, зато тренер прорабатывает именно ваш запрос.
Юлия Гайнанова
— Что такое трекер для писателя, который ты предлагаешь бесплатно?

— Это удобная система, по которой можно отслеживать прогресс. Ведь как бывает, томишься, томишься, не понимаешь, где же твой роман гениальный, а тут трекер заполнил и видишь, что за месяц написал пару абзацев, книг не читал вообще, а редактировал от силы пару строк. Такая фиксация реальности. Помогает выработать привычку писать регулярно — это самое важное для начинающего писателя.

— Ты помогла написать книгу Софико Шеварнадзе и Полине Максимовой. Расскажи об этих кейсах.

— С Софико нас связало издательство «Эксмо», за что я им безумно благодарна, потому что это невероятная девушка, интеллигентная и с большим сердцем! И книга у неё получилась, на мой взгляд, пророческой. Всем, кто интересуется пандемией, must read. А с Полиной мы написали книгу ещё полтора года назад, но долго не могли подобрать издательство. Зато когда книга вышла, она выстрелила — раскупили всё за пять дней!

— Окей, предположим книга написана. Что дальше?

— А дальше надо её издать! Ещё дальше — искать своего читателя. Написанная рукопись — только треть работы.

— Насколько писателю важно продвигать себя в социальных сетях?

— Очень важно! И так как мы в 21 веке живём, наши читатели именно там, в соцсетях. И это, на мой взгляд, прекрасно, не надо бегать по квартирникам и караулить издателей, заводи страничку, делись мыслями и ищи единомышленников — ну красота же! Глупо этим не пользоваться. Никто не придёт и не сделает тебя знаменитым. Жаль, конечно, но тут уж как есть. У начинающих авторов есть предубеждение, что гениальный роман пробьет дорогу к славе сам, но я регулярно рассказываю в блоге о тех же русских классиках, которые тоже старались, чтобы о их книге узнали. Правда, у них не было соцсетей. Тот же Бунин собирал отзывы читателей, старался попасть в газеты и добивался, чтобы его «Листопад» выдвинули на пушкинскую премию.

— Расскажи о самых типичных ошибках начинающих авторов, с которыми вам приходилось работать?

— Любимое — не указывать время и место действия. Что за герои, где они — действительно, какая разница. Писать «очень» и «это» через предложение. И самое главное — думать, что твой первый черновик должен быть идеален, а если нет — то писать ты права не имеешь. Такая веселая чушь!

— Твой главный совет тем, кто хочет издать книгу?

— Отнестись к этому этапу создания книги серьезно и не останавливаться после пары отказов. Тут нужен системный подход, о котором я говорю на курсе. Важно понимать, что создание книги состоит из трех этапов, равноценных по временным затратам: написание рукописи, поиск издательства и продвижение.

— Можно ли в России зарабатывать писательством?

— Можно, но сложно. Я бы не рассчитывала на доход от первой книги. Реально именно существовать на авторские, когда ты уже знаменитый писатель. Да и то, наверное, существовать, а не жить беззаботно.

— Расскажи о писательских планах? Работаешь ли над новым текстом? Чем удивишь читателей в следующий раз?

— Да, сейчас работаю над сборником рассказов. Некоторые уже опубликованы или выигрывали в конкурсах, мне хочется собрать их в полноценную книгу. В ней я продолжаю исследовать разрыв между нашими мыслями и объективной реальностью, с одной стороны, и то, как мы этими самыми мыслями всё же на реальность влияем, с другой.

Made on
Tilda