— Было ли в вашей практике такое, что автора утвердили в печать, а он «не взлетел»?
— Разумеется, такое постоянно случается у каждого издателя. Тут как в любом другом инвестировании – ты вкладываешь деньги в 50 стартапов, а из них взлетает 5, за счет чего и обеспечивается твоя выручка.
— Хороший автор – это литературный талант или тренируемый навык?
— Слишком общее слово «хороший». Если имеется в виду писатель, автор художественной литературы – то талант плюс очень много работы. Если речь об эксперте, который хочет задокументировать свои знания и опыт, помочь другим людям что-то освоить или вдохновить их своей историей – то достаточно работоспособности и понимания базовых основ сторителлинга. В фигуре нонфикшн-автора для издателя первична уникальная профессиональная экспертиза и умение работать в команде, остальное хороший редактор поможет выудить.
— За каждым великим писателем стоит великий редактор. Вы согласны с этим утверждением? Или всё же всю основную работу должен делать писатель?
— Опять же, невозможно ответить на этот вопрос без понимания того, о каких жанрах мы говорим. Если в общем – я в издательской сфере 12 лет, и на моей практике было порядка 3-4 рукописей, которые не требовали серьезной концептуальной, структурной, фактологической доработки. Хороший нонфикшен – почти всегда командная работа (у нас же не возникает мысли, что кино делает в одиночку режиссер или сценарист). Актуальный, интересный фикшн может быть результатом труда одного человека, если он талантлив. Но таких рукописей одна на миллион, если не меньше.
— Если автор не согласен с правками редактора, и речь сейчас не про описки, то как ваши редакторы решают эту проблему с автором?
— Все зависит от автора. Моя задача на этапе отбора не только найти хорошие тексты или поймать оригинальную идею, но и оценить автора на адекватность, соответствие нашим ценностям. Для этого я на этапе знакомства всегда рассказываю, как строится работа. Что мы будем оценивать структуру, логику, достаточность фактов, стройность изложения и так далее – и наша правка лишь в последнюю очередь будет стилистической. Мне важно, чтобы автор понимал, кто такой редактор, в чем его обязанности, что это не обслуживающий персонал, который проставит в твоей рукописи длинные тире. За всю мою карьеру у меня был только один случай, когда я по-крупному промахнулась с оценкой личности автора. Это привело к некрасивым скандалам на этапе редактирования, и нам пришлось поступиться качеством проекта, издать книгу в авторской редакции. Обычно авторы с благодарностью относятся к нашей работе. Но и мы, конечно, не забываем про базис редакторской работы: объективность, приверженность строгим принципам редактирования, бан на вкусовщину (правку, которую не можешь четко объяснить).
— Сколько рукописей просмотреть, прежде чем вы найдёте «то самое»?
— Это зависит от этапа в жизненном цикле издательства/редакции. Когда ты только придумал идею нового направления, у тебя довольно слабые представления о «твоих» книгах. Есть отвлеченная идея, и ты обеспечиваешь себе насмотренность. Например, я пришла в социальную сферу всего полтора года назад, зная о благотворительности, активизме, проблемах общества только как обыватель. У меня была гипотеза, что найдутся книги о «социалке», чтение которых будет захватывать не хуже остросюжетного детектива. И дальше я стала сотнями и тысячами отсматривать книги, аннотации которых как-то соответствовали этой моей идее.
Разумеется, по-настоящему оригинальными и вдохновляющими оказалось штуки три, их мы и взяли. Но по мере знакомства с предметной областью ты начинаешь видеть повторяющиеся фабулы, оценивать новизну ракурса и значимость авторской работы, отличать трендсеттеров от подражателей. И учишься формировать портфель на год не из 5000 просмотренных книг, а уже из 200. Так было у меня и в МИФе, когда в 2016 году возникла идея сделать подростковый нонфикшн по психологии и личному развитию. Такого раньше никто не делал, референсов практически не было, пришлось отсмотреть тысячи совершенно разных книг, чтобы собрать серию мечты (главный ее бестселлер «Ты имеешь значение!» до сих пор в топе продаж издательства). Но уже через пару лет я могла по аннотации и 1 главе сказать, подойдет ли книга в портфель. Ты все время доформировываешь критерии.
— Какие планы на будущее у вашего издательства?
— Не думаю, что кто-то из издателей сейчас способен ответить на подобный вопрос. У нас сейчас очень маленький горизонт планирования: мы сконцентрированы на том, чтобы смочь выпустить те книги, над которыми уже долго работаем. Параллельно пишем заявки на гранты, ищем партнеров, которые могли бы поддержать деятельность издательства в следующем году. Если получим такую поддержку – будем продолжать. У нас неплохие финансовые показатели, мы растем быстрее плана и доход уже покрывает переменные расходы, но в соответствии со стратегией полная окупаемость будет лишь через год-полтора, а у фонда в связи с огромным падением пожертвований после 24 февраля больше нет возможности вкладывать инвестиции в книги.
Мы, конечно, очень хотим продолжить нашу серию психологических практикумов «Так можно» – дополнить ее книгами российских экспертов, опубликовать книги для тех, кто чувствует себя одиноким, долго помогал другим и от этого сам выгорел, не справляется с трудной финансовой ситуацией или чувствует давление окружения из-за своего ментального расстройства. Не хотим забрасывать и книги, вдохновляющие людей на участие в конструировании социальной действительности. Когда самый тяжелый период закончится, мы окажемся в руинах, которые нам долго придется восстанавливать. Нам нужно будет очень много вдохновения и поддержки.
— Что вы пожелаете своим будущим авторам?
— Оглянуться по сторонам, подумать о том, какой их уникальный опыт поможет стране оправиться от удара быстрее, и актуализировать смыслы. Думайте, как сейчас быть полезными. Не останавливайтесь на описании собственного опыта – исследуйте (буквально, ходите в библиотеки, берите больше интервью у экспертов, придерживайтесь принципов документализма). Если пишете фикшн, откажитесь от идей о великом русском романе, наблюдайте за тем, как меняется наша повседневность, описывайте быт, работайте над правдоподобием диалогов, смотрите больше хорошего документального кино и перенимайте у режиссеров зоркость глаза.