Математика и профильное образование помогли вашим текстам? Вы уже сказали, что у вас особое мышление, вы можете удерживать в голове большие массивы данных. Что еще? Ритм текста, его структура…
Да, безусловно. Математика помогла мне как писателю. Математика ведь очень разная. Есть, например, комбинаторика. Но я люблю матанализ, у меня лучше развито аналитическое мышление. Возможно, это помогает. Понимаете, я же живу внутри себя и другой никогда не была. И когда мне говорят: «Марина, ты все-таки математик. У тебя очень своеобразное мышление», я удивляюсь. Мне трудно судить — а как бывает иначе?
Что значит «жить внутри себя»?
Я же проживаю свои эмоции, и я с доверием отношусь к миру. Я вообще много кого люблю. О людях думаю заведомо хорошо. Никогда не подозреваю, что мне сейчас сделают что-то плохое. Или что мне завидуют. Или — что на меня косо смотрят. Это одна из причин, по которой я могу танцевать, хотя не очень умею это делать. Не жду подвоха. Не жду слов: «А вот лучше было бы спину выпрямить. Двигаться чуть изящнее».
То есть, вы открыты миру.
Да, я открыта. Я могу увидеть комичную ситуацию и передать ее в словах. Но, конечно, себя с таким сарказмом и иронией описать не могу: для меня мои желания и мои мотивы естественны. Для других людей — их желания и мотивы. При этом, человек думает, что посторонний не замечает, как он сфальшивил, соврал или он ковыряет в носу. Но это же все очень видно. И вот, когда ты об этом напишешь, человек дергается. Не все люди понимают, что я же такими их люблю. Как и меня кто-то любит не зависимо от удачного ракурса. Это же, как фото, сделанное в тот момент, когда никто не ждет. Человек смотрит на такое фото и говорит: «Боже, это не я. Что ты мне не сказал втянуть живот или встать как-то по-другому. Я же не такой в жизни, как на этой ужасной фотографии». Когда мы стоим перед зеркалом, мы всегда вытягиваемся, ищем красивую позу — чтобы нравиться себе. И вдруг человек видит какие-то недостатки, потому что их видит автор.
Осторожно, рядом писатель?
Да, и поэтому я настаиваю: описанный в романе герой — это никакой не портрет реального человека. Это то, как тебя увидела одна отдельно взятая камера в таком-то свете, в таком-то жанре. Может быть, это был мультфильм, а может быть, мелодрама или комикс, шарж, карикатура. То, что ты видишь в тексте — это не ты. В аннотации романа «Два писателя, или Ключи от чердака» сказано, что некоторые герои выведены под своими именами. Значит, в этих и только в этих персонажах я и хотела показать реальных людей. Например, Борис Рыжий почему-то же назван своим именем. За каждый описанный в тексте факт о Рыжем я ручаюсь — это достоверный факт. Во всяком случае, я помню именно так.
Я сразу же вспомнил «Записные книжки» Сергея Довлатова.
В каком-то смысле такая аналогия возможна. Когда Бориса Рыжего не стало, ко мне стали обращаться люди, которые готовили мемуары и собирали воспоминания о поэте. Мы с Борисом не были близко знакомы, но разговаривали по телефону довольно часто. Он мог читать стихи часами! А лично встретились только раз. Это случилось незадолго до его смерти — мы принимали его у себя дома. Очень мило болтали, и уходя Борис сказал: «А в следующий раз мы поговорим о стихах». А следующего раза уже не было.
И эти небольшие, но очень яркие эпизоды из жизни — их важно сохранить. Помню, как я пришла к подруге, а в это время Рыжий читал ей по телефону стихи. Она сказала: «Мариночка, послушай пока Борю», и стала затирать снег, который я нанесла. Мне было неудобно снимать сапоги и слушать, я отложила телефон в сторону и забыла о нем, а все это время трубка читала стихи голосом Бориса. А уже потом, не так уж и много времени спустя, мы за огромные деньги покупали у спекулянтов билеты в мастерскую Петра Фоменко на «Рыжего» – спектакль, состоящий исключительно из Бориных стихов. Рыжий был необыкновенной личностью, которая стала важной частью истории.
То есть этот роман — «автофикшн», как сейчас принято говорить?
Да, это художественное произведение, написанное на основе пережитых событий. Издатель мне говорит: это же надо решиться на такую откровенность! Но для меня это естественно.
Кто-то называет это «выходом из зоны комфорта». Считается, что писатель должен обнажиться, и на открытом сердце сам себя препарировать.
Но для меня откровенность — не выход из зоны комфорта. Единственное, что я могу охарактеризовать как «выход из зоны комфорта» — говорить человеку в лицо неприятное. Одно дело, когда ты это делаешь по какой-то бестактности и недоумию или увлекшись шуткой и острым словцом. Другое дело – осознанно, в тексте. Я не могу писать о борьбе хорошего с лучшим. Например, в романе моей героине нравится женатый писатель, и он постоянно всем рассказывает, какая у него жена-красавица. Любую женщину будут раздражает рассказы про красавицу, если это не она.
А вы чувствовали в себе эту ревность — когда рядом кто-то говорил такие слова о другой женщине.
Точно также, как я с детства не хотела стать писателям, я понимала, что не стану красавицей, меня в красавицы не прочили. Я была носатым ребенком. Но, конечно, любила красивые платьишки и, конечно, мечтала о таком: чтобы я зашла и все упали. Ну и что? Я и балериной мечтала быть, когда впервые балет увидела. Наверное, у меня был особый дар: я чувствовала, кем могу быть. Тем и хотела.
Возвращаясь к героине, которая, конечно же, альтер-эго автора: да, я писала Ирину с Марины Голубицкой — это же очевидно. Когда героиня первый раз встречает жену своего «объекта», она не видит ее красивой: и румяна той не идут, и выглядит устало и не молодо. Но разве бы я, Марина Голубицкая, стала бы открыто говорить: «Да ты посмотри, она не так уж и хороша». Нет конечно. Я же понимаю, что при этом выгляжу по-дурацки. И когда мне заявляют: «Ну конечно, что она может сказать о жене человека, в которого влюблена», это в общем-то правильно. Так и есть! Что это будет за роман, если героиня скажет: «А вот объективно, да, она такая красавица, она прекрасна. Не зря он всем про это рассказывал». Это же фальшь. Так не бывает. Я надеюсь, что по отношению к главной героине в тексте не меньше сарказма, чем по отношению к другим. Ну настолько, насколько человек способен смеяться над собой без самоуничижения.
Может быть настолько, насколько он способен увидеть себя со стороны? Ведь мы же видим себя искаженно.
Взгляд со стороны — это ведь тоже очень интересно. Иногда диву даешься, что люди о тебе думают. Ты не всегда с этим соглашаешься. Это может быть родная внучка, которая сейчас подросток. Может, ей надо о тебе так думать, чтобы про себя думать что-то другое. А может, вы правда настолько разные личности, что ты навсегда останешься для нее такой, как она о тебе говорит. Моя, например, недавно сказала, что я расистка и гомофобка.
В каком контексте?
Мне кажется, она просто ищет, за что бороться.
Сколько ей лет?
Сейчас уже 16. Причем я бы даже согласилась с тем, что я расистка, потому что я вижу, какой цвет кожи у человека. Мне нравится черная культура. То есть, я отличаю белый человек или черный. А вот с гомофобией у меня совсем плохо. У меня вообще нет никаких соображений на эту тему.
Это ярлыки, которые на нас навешивают.
Да. Например, мне иногда говорят: «Тебе лишь бы быть в центре внимания». А вот и нет. Но иногда мне кажется, что складывается неловкая ситуация, что людям становится скучно, поэтому надо их как-то развлечь.
Но когда собирается компания, у вас есть потребность сделать так, чтобы всем было хорошо?
Да, именно поэтому я и начинаю рассказывать истории. Возможно, людям было бы хорошо, если бы я помолчала. А мне все кажется, что наряду с угощением, должна еще угощать и собой – интеллектуально, например, что-то рассказывать. Я не боюсь быть смешной, но надоедливой быть не хочется. Вижу ли я себя со стороны объективно? Конечно же, нет. У меня есть подруги писательницы, и, бывает, я от них устаю. Мы встречаемся, начинается разговор, и вот я чувствую: пошел рассказ. Но я же тоже пришла поговорить! Или получить ответ на вопрос. В такие моменты, я порой отключаюсь от диалога. Но понимаю, что я такая же.
Возникла ли у вас эта «писательская деформация» после того, как вы стали писать, издаваться. Как у оператора, который смотрит фильм и видит все недостатки кадра.
Хотя и полагается говорить, что в моей книге «встреченный персонаж изменил судьбу героини», моя жизнь, на самом деле никак не изменилась. Судьба не изменилась. Я удивилась этому факту. Нет, я не думала о том, что свалится слава. Я просто считала: что-то же должно произойти? Но не произошло ровным счетом ничего. Конечно, я стала что-то понимать в творчестве, и некоторые люди хотят получить мою книгу с автографом. Но раньше я считала, что если человек становится писателем, в его жизни случается что-то особенное. Писатель был для меня каким-то волшебным существом.