— Для того, чтобы оживить историческую фигуру, обязательно ли сейчас актуализировать ее посредством приближения к современности?
Нет, совсем нет. Тут штука в том, чтобы показать, что прошлое и настоящее не разделены стеной, что это один и тот же мир. Вот у Водолазкина когда в «Лавре» человек 15 века натыкается в лесу на торчащие из-под снега пластиковые бутылки — это ведь не «актуализация» Средневековья, это такой дзенский хлопок перед носом, род отстранения, которое как раз и позволяет читателю въехать в то, что границы между «прошлым» и «сейчас» — нет. А «актуализировать» — нет, это не то. Идеи можно актуализировать — если нужно почему-то. А людей, фигуры — нет, зачем.
— Знали ли вы всегда, что будете известным писателем?
Это очень смешно. Известным — где, среди кого? У меня есть «лучший друг», мой одноклассник, так вот даже он не знает ни про то, что я «писатель», ни про «Большую книгу». Я ему не сказал — ну и все, а фейсбука ни у него, ни у меня нет. На этом вся известность и заканчивается — не начавшись.
— Почему у книги такое непроизносимо длинное и незапоминающееся название? (С маркетинговой точки зрения, не самый удачный ход.) Чем мотивирован такой выбор?
Бывало и похуже: моя вторая книжка называлась «Круговые объезды по кишкам нищего».
— Как литературный критик, вы понимаете, как «надо» писать? Можно ли просчитать читательский успех?
Я точно знаю, как писать НЕ надо.
— Как выглядит «обычный рабочий день Льва Данилкина»?
На нервах. Должна быть нервная обстановка, список дел, которые заведомо невозможно успеть сделать — и чтоб дедлайн был неделю или год назад; тогда чего-то напишу. А если есть хоть малейший запас времени — все, пропал день, ничего не напишется, вообще ничего.
— Во сколько вы просыпаетесь? Как Ленин — до восхода? А ложитесь?
Ленин, на самом деле, — ну, до октября 17-го — ложился не так уж поздно и вставал не так уж рано, около 8. Черт его знает, нет системы. Я стараюсь спать не больше шести часов, но меня так надолго не хватает, я начинаю забывать какие-то простые вещи. Вчера вот забыл столицу Никарагуа, чуть на стенку не залез — хотел сам вспомнить, без гугла, но так и не смог. Недосып, нон-стоп.
— Как много вы читаете? Каждый день? Есть ли какие-то «обязательные» объемы?
Когда в «Афише» работал, читал по четыре-пять книг в две недели, от корки до корки, и начинал штук 10-15, бросал сразу. Сейчас нет никакой нормы, могу в библиотеке часов за пять книг двадцать освоить — ну, то есть, отобрать материал и нафотографировать нужных страниц на телефон, чтоб потом их конспектировать в компьютер.
— Что для вас важнее — слова или сюжет (идея)?
Зависит от объема. Если что-то короткое пишу — скорее слова, если длинное, на годы — то, конечно, — ну, не «идея», а — «мысль разрешить», выстроить такую картину мира, которая будет казаться более точной, чем нынешняя.
— Как вы начали писать?
Начитался романа Еремея Парнова «Ларец Марии Медичи» и в 6 классе стал сочинять какой-то дурацкий роман про приключения своего класса в Средневековье, что-то в этом роде, дичь.
— Как найти в себе графомана? И стоит ли его искать?
Я вообще не графоман, ничего про это не знаю.
— Насколько критичны вы к своему труду? Как много переписываете? Есть у вас то, что Эрнест Хемингуэй называл внутренним «shit detector»?
По тысяче раз переписываю. Я, собственно, не знаю, как должно быть правильно, я знаю только, как неправильно, я чувствую, когда плохо. А плохо — всегда. Даже то, что кажется приемлемым, через несколько лет начинает вызывать аллергию. Все плохо, не люблю свои старые тексты.
— Процитирую пост из facebook Андрея Рубанова: «За десять лет труда на ниве литературной критики Данилкин вывел в свет целую банду писателей, числом более дюжины, включая Прилепина, Шаргунова, Гарроса, Евдокимова, Старобинец, Сенчина, Елизарова, Иличевского, Гуцко, Самсонова и многих других.
Он не просто информировал публику об этих писателях — он сделал им имена, он опубликовал о них статьи, интервью, фотопортреты, он выпустил о них книги — он создал моду, он родил тренд. Он, подобно Лимонову, посредством своей витальности, пассионарности — „навязал себя" публике, заставил людей читать нужные, по его мнению, книги. До сих пор этот пыхтящий поезд, под названием русская литература, едет по своей колее благодаря Данилкину».
А теперь вопрос: продолжите ли вы открывать новые имена?
Рубанов, конечно, золотая голова, но — в данном случае — чрезвычайно преувеличивает, я просто занимался своим делом. Ну конечно, мне хотелось бы найти еще кого-то, но это больше не моя работа, невозможно и искать, и самому писать, это разные профессии.
— По какому критерию вы выбирали и продолжаете выбирать авторов, которые удостаиваются вашей оценки?
Да нет никаких критериев. Есть какой-то мой персональный канон в голове, которому текст должен соответствовать, — и должна быть «музыка» в тексте, в интонации. Это неправильный для критика способ оценивать тексты, я знаю, такой критик никогда не напишет ничего подобного великим ленинским статьям о Толстом. Но мне-то уже все равно.
— Как часто вас просят прочесть рукопись, чтобы ее оценить? Что вы отвечаете на это?
Иногда просят, почти никогда не соглашаюсь, не из снобизма, а потому что я не успеваю прочесть книжки, которые мне нужны, по истории.
— Талантливых писателей не так мало, как может показаться. Но «выстреливают» единицы. Как пробиться?
Их найдут. На самом деле, критики и издатели тоже гоняются за авторами.
— И напоследок немного банальный, но обязательный вопрос — «Список Данилкина»: 5 художественных произведений, вышедших за последние 1-2 года, которые обязан прочесть каждый?
Никто ничего не должен — хотя, думаю, такие вещи, как «Асан», «Журавли и карлики», «2017», «Обитель», ивановского «Географа», имеет смысл прочесть кому угодно. Я за последние пару лет читал фикшн совсем уж в гомеопатических количествах, плохой советчик. Вот, пожалуй, мне страшно понравился один текст — «Египетское метро» Шикеры. Его, естественно, никто не знает — но он есть в сети.
Егор Апполонов, Екатерина Писарева