— То есть вы считаете, что лучше тексту «лежать в столе», чем быть опубликованным и замеченным?
Ни в коем случае. Книгу должны читать. Без читателя нет ни книги, ни писателя. Отдельные исключения лишь подтверждают это правило.
— И как же тогда достучаться читателя? Осуществлять ковровые бомбардировки почтовых ящиков «всех издателей, контакты которых удалось найти»?
Да, например. А лучше целевым образом искать выходы на редакторов книг и серий, которые, как вам кажется, хоть немного похожи на вашу. Издатель, с одной стороны, профи, который умеет работать с товаром под названием книга — в отличие от вас и меня. Он вкладывает деньги и в этот товар, и в вас, как в автора. Он не только заинтересован в том, чтобы товар дошел до потребителя и, стало быть, деньги отбились, но и знает, как это делать. В отличие от барыг, издающих книги за счет автора: они берут ваши деньги и на этом теряют интерес к чему бы то ни было. Это нормально и понятно, непонятно, вам-то такая радость зачем. И нормальному издателю постоянно нужны новые продаваемые книги.
Участие в конкурсах — еще один способ обратить на себя внимание издателя. Я в разных качествах имел отношение к четырем солидным конкурсам: «Большой книге», «Книгуру», «Лицею» и конкурсу имени Крапивина. Смею заверить, что в этих конкурсах, во-первых, судейство по итогам может быть спорным и бесящим, но оно всегда честное. Во-вторых, победить в таких конкурсах непросто, но шанс выйти в полуфинал есть всегда, чисто по арифметическим соображениям: каждый год полуфиналы десятка солидных конкурсов собирают — при всех неизбежных пересечениях списков — около сотни текстов. Большей частью это очень сильные тексты — но и вы ведь не слабы, правильно? Пробуйте.
В-третьих, издатели (а также критики и продвинутые читатели) пристально следят за ходом серьезных конкурсов и делают стойку не только на победителей, но и на финалистов и полуфиналистов. Ну и в-четвертых, в победители то и дело выходят мало кому известные авторы или абсолютные новички, и даже обойденный наградами текст может выскочить на пик читательского интереса. Последний пример — великолепный роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него»: второй роман уральца в саратовском журнале (как и первый) почти никто не замечал, пока текст не попал в шорт «Большой книги». Книга оказалась еще в нескольких коротких списках, осталась без премий, но была издана в редакции Елены Шубиной, и даже после нескольких допечаток возглавляет топы продаж. И главное — ее читают, она колбасит, из-за нее грызутся. И первый роман Сальникова, который выходит книгой на днях, думаю, ждет похожая судьба.
— Как же найти дорогу к издателю — ваш персональный рецепт?
Мой рецепт примитивен — как сказано выше: веерная рассылка с особым упором на попытки достучаться до тех, кому мои тексты могут показаться симпатичными и близкими. Но срабатывало ведь.
— «Литература без свежей крови киснет и задыхается — это факт. Молодому автору трудно оказаться замеченным на маститом фоне — тоже факт». Как молодому автору заявить о себе?
Участвовать в конкурсах, отправлять тексты в толстые и тонкие журналы, в издательства, выкладывать их на безгонорарные, но респектабельные площадки. Никогда не платить за это.
— Стоит ли начинающему писателю, опубликовавшемуся, скажем, на Ridero (или любой другой площадке), назначать цену за книгу? Или распространяться бесплатно?
Совсем начинающему, думаю, цену за книгу назначать не стоит — он кот в мешке, за такое не платят. Надо собрать и подкормить аудиторию, показать, что ты чего-то стоишь, — и вот тогда уже. Первая доза бесплатно — девиз самых эффективных в маркетинговом смысле сегментов ритейла.
— Вы верите в толстые литературные журналы?
Я верю, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк Его. Толстые журналы я нежно люблю и считаю существенным элементом фундамента, на котором до сих пор держится некоммерческая литература и культура в целом. Живется им все хуже, но если их не станет, мы съедем еще ближе к краю бездны, где весело и не надо думать.
— Вы считаете правильным ограничение возраста участников литературной премии «Лицей»?
Я считаю правильным сам факт ограничения — если премия заявлена как молодежная, странно допускать к ней зрелых авторов. Вопрос о конкретной возрастной границе можно бы и пообсуждать, но зачем? Мне, например, немножко обидно, что, как ни менялись возрастные рамки премии «Дебют», я всякий раз оказывался для нее слишком старым — но значит ли это, что рамки были неправильными? Вряд ли. «Лицей», насколько я знаю, придумывался очень быстро, чтобы занять опустевшую вдруг, но крайне нужную нишу. Заявленные требования позволили собрать очень неплохой урожай отличных авторов. Значит, механизм работает. А коли работает — не лезь, это вам любой инженер или программист скажет.
— Верите ли вы в теорию? Речь о теории драмы, структуре сюжета и т. д.?
Верю я, как уже известно, в Господа нашего и его пророка, а к теории отношусь с сочувственным интересом. Понятно, что теория отлично описывает сложившуюся практику, и понятно, что буквальное следование теории способно лишь раз за разом воспроизводить уже имеющуюся практику. В житейском и коммерческом смысле это неплохо, но нам бы чего-нибудь поновее, хоть и с оглядкой на теорию.
— Расскажите о вашем видении: как взаимодействуют в писателе талант и мастерство? Вот что писал Александр Цейтлин в книге «Путь писателя»: «Изучение эстетики и техники писательского труда не может заменить собою таланта; однако при прочих равных условиях выше будет мастерство того художника, который овладел техникой своего искусства».
Бесспорно, по-моему. Мастерство, техника — инструмент, талант — субъект приложения этого инструмента. Талантливый необученный панчер может вырубить технаря на первой секунде боксерского матча, бесталанный, но дисциплинированный технарь почти обязательно вырубит не обученного панчера раунду к шестому, натренированный панчер может стать чемпионом. Без техники можно написать одну книжку, но уже на второй ты либо сдохнешь и бросишь, либо начнешь потихонечку учиться энергосберегающим технологиям и выходам на кратчайшие расстояния между точками.
— И куда идти за техникой? В литшколы или вглубь себя?
В литшколы не верю совсем, простите, но, возможно, сугубо из-за нехватки опыта. Надо учиться у великих и любимых. Читать, сравнивать, анализировать, примерять их приемы и подходы, и искать собственный фасон. Всегда.
Лев Толстой написал в своем дневнике: «Когда вам хочется писать — удерживайте себя всеми силами, не садитесь сейчас же. Советую вам это по личному опыту. Только тогда, когда невмоготу уже терпеть, когда вы, что называется, готовы лопнуть, — садитесь и пишите. Наверное, напишете что-нибудь хорошее». Вы, судя по вашим интервью, пишете ровно так?
Так точно. Мы со Львом Николаевичем серьезно расходимся как в эстетических вопросах (его страсть к повторам делает мне больно: «Воронцов жил с женой, Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и жил в маленькой кавказской крепости роскошно, как никто никогда не жил здесь. Воронцову, и в особенности его жене, казалось, что они живут здесь не только скромной, но исполненной лишений жизнью; здешних же жителей жизнь эта удивляла своей необыкновенной роскошью.»), так и в масштабах (он гений и титан, а я нет), но по данному вопросу я полностью с ним согласен. Лишь с той оговоркой, что предпочел бы сачковать и под угрозой лопания — но что-то не получается, увы.
— Бальзак говорил о художнике слова, что он, «прежде чем писать книгу», должен «проанализировать все характеры, проникнуться всеми нравами, обежать весь земной шар, прочувствовать все страсти». Вы согласны с такой формулировкой?
В идеале это было бы недурственно: ни один художник слова не пишет, все знай проникаются нравами и бегают вокруг земшара, поди плохо. На практике это, конечно, невозможно: земной шар велик, жизнь коротка. Не набегаисси. Но я согласен с тем, что автор должен полностью и в деталях представлять себе описываемую часть мира, своих героев, знать их происхождение, пусть ни словом не упомянутое в тексте, болячки и психотравмы, и не лажать ни в обоснованности и последовательности событий, ни в психологическом рисунке, ни в тонкостях описываемого производства, ни в фабульном таймлайне.
— Расскажите, пожалуйста, о процессе. Как он происходит? Сложно ли вам поймать идею грядущей вещи? Долго ли вынашиваете ее, прежде чем сесть за работу?
Приходит в голову, придумывается или снится сюжет, деталь, поворот событий, иногда вполне реальных. Я записываю несколько строк в специальный файлик и благополучно забываю. Иногда не получается — сюжет или событие начинают зудеть, пухнуть, обрастать ложноножками и крючочками, которые подцепляют новые извилины, сюжетные и мои собственные. Когда терпеть невозможно, я сажусь писать.
— Как вы пишете? Расскажите, пожалуйста, где писательство умещается в вашей повседневной жизни?
Пишу за компьютером — сперва составляю план книги, потом, уже по ходу дела, второй, третий и так далее. Ни одна моя книга первоначальному плану не соответствует — и в пересказе, в общем-то, не слишком совпадает с идеей, заставившей меня ухнуть в текст. Самое удобное — встать в половине шестого и писать полтора часа, пока башка ясная, а семья не проснулась. Но удавался мне такой фокус буквально несколько раз в жизни. Рабочий режим редакции предусматривает поздний отбой и, соответственно, поздний подъем. Поэтому я пишу ночами, в выходные и в праздники, а с утра до ночи работаю там, где получаю зарплату. Семья к этому уже привыкла. Мне стыдно, но что поделаешь. Впрочем, когда текст придуман, я могу записывать его в любой ситуации — в самолете, поезде, рядом с конюшней, пока у дочери тренировка, и так далее. Очень завидую молодым коллегам, которые наблатыкались набивать целые повести двумя пальцами в смартфоне, пока едут на службу и обратно в метро. Я старенький, и пальцы у меня кривые. Но, может, научусь — и тогда всем хана.
— «Писать о том, что пережил, видел или достоверно знаю сам, при этом не уходя в документализм и буквализм». Где в художественной литературе проходит грань между достоверностью и документализмом и как не скатиться в буквализм?
Точных ответов и рецептов я не знаю. Мне, наверное, помогает, что я точно знаю, как писать в газету или на сайт качественных новостей и аналитики — и исхожу из того, что книги пишутся не так, а по-другому. Даже основанные на реальных событиях, тяготеющие к литературе факта, новому журнализму и древнему акынству. Как именно по-другому, каждый автор решает, выбирает и придумывает сам. В любом случае, художественная литература предусматривает осмысление, обобщение и заострение — что дает хороший шанс обойтись без попыток ксерокопировать реальность. Надо лишь не прощелкать этот шанс. Я сейчас говорю про худлит, но в документальной литературе похожие законы. «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича формально документальный роман, но это великолепная и подчеркнуто авторская проза огромной ударной силы.
— Горький писал: «Оказывается, как и всегда, необходимо участвовать непосредственно в процессах жизни, которые хочешь понять. Это особенно важно и обязательно для литератора». Какие жизненные процессы влияют на вас как на писателя сейчас?
Самые обыкновенные. Семейные и общечеловеческие, далее — гражданские и социальные. Я отец, муж и сын, это в первую очередь, понятно, но и то, что я россиянин, татарин, мусульманин, представитель ИД «Коммерсантъ» и вообще журналистского и литературного цехов, вряд ли многим меньше влияет на меня и вряд ли многим меньше определяет мое существование. С Горьким я не совсем согласен в части формулировки «участвовать непосредственно» — но наблюдать, изучать и понимать то, чем живешь, надо каждому нормальному человеку — ну и литератору, который это описывает, тем более.
— «Литература — она вообще про частное, иначе это уже публицистика». Расшифруйте, пожалуйста, эту вашу формулировку.
Die erste Kolonne marschiert и равнодействующая миллионов воль — это публицистика, история и ее учебник. Побег Наташи с Анатолем и высокое небо в глазах Андрея — это частное дело Наташи, Анатоля, Андрея и еще пары десятков людей, которые любят или ненавидят их, которые никогда не существовали, которые гораздо реальнее существовавших реально колонн и миллионов, и на частных бедах, радостях, глупостях и подвигах которых держится насквозь выдуманный сюжет, — и это великая литература.
— Верите ли вы, что писатель в определенном роде может влиять на реальность и программировать ее?
В определенном — да. Большинство человеческих цивилизаций собиралось вокруг конкретной книги, которую кто-то да писал — ну или записывал. И в недавнем прошлом примеров прямого влияния на реальность немало: «Я обвиняю», «Не могу молчать», «Гроздья гнева», «Тимур и его команда», да и у нас некоторые рождены, чтобы Кафку сделать былью. Но я предпочел бы не считать книгу и писателя инструментами прямого и немедленного воздействия на реальность. Такой подход и писателям жизнь портит и реальность не уважает. Писатель все-таки работает с тонкими материями и невидимыми нейронами, которые наверняка меняются под напором писательской рефлексии, но происходит это потихонечку и совсем не так, как задумано. Сегодня куда больше реальность меняют инженерная мысль и программный код — но не будем забывать, что без книг не было бы ни того, ни другого.
— Харуки Мураками говорит, что писательство «токсичная профессия» с целым букетом побочных эффектов. Как вы относитесь к такой формулировке?
Легко, потому что у меня все-таки другая профессия. Впрочем, известные мне настоящие писатели — преимущественно довольно милые люди и даже пьют не сильно больше других. И я не замечал, чтобы они страдали сами и заражали окружающих ипохондрией, синдромами Мюнхгаузена или Стендаля, либо даже слишком откровенно относились к ближним своим как к кормовой базе, от которой полагается откусывать нужные для текста черты внешности и характера либо речевые особенности. Химическое или литейное производство куда токсичнее, уж поверьте.
— Где проходит грань между графоманией и писательством?
Лично для меня — по юмореске Константина Мелихана. Это неправильный подход, потому что судить надо все-таки по продукту, по написанному тексту: писатель выгоняет из себя уникальное литературное полотно, как паук паутину, а графоман клепает шикарное сооружение из готовых кубиков или там элементов «Лего» (иногда он в муках рожает кубики сам — тем хуже для него). Иногда случается, конечно, что выгнанное большим мастером полотно мух не ловит, не цепляет и не торкает, а слепленная неумейкой конструкция оказывается очередным чудом света. Но это редкость. В основном правило работает: писатель лепит из собственного материала историю, интересную многим, а история графомана выполнена из общедоступных и симпатичных многим комплектующих, но интересна только ему.
— Какой главный совет вы можете дать не изданным пока авторам?
Не начинайте писать, пока такое возможно. Если начали — дописывайте. Дальше как получится, но недописанной книги не существует: если она даже автору не нужна, как вы сможете заинтересовать ею издателя и читателя?
— Что делать, если ничего не получается?
Делать что-то другое. Хотя «ничего» — слишком категоричная формулировка, чтобы быть правдивой. Что-нибудь да получается: завязка интригующая, второстепенный герой удался, описание злодея чарует, деепричастные обороты гипнотизируют, а вывод заставляет любого читателя немедленно встать и вымыть посуду. Попробуйте — сами или с помощью не слишком злобных знатоков, в студии, литкружке или личке соцсети, —найти сильные и слабые стороны своего текста и подумать над тем, можно ли первое развить, а второе исправить. Если что-то придумаете — пытайтесь. Если нет — см. начало ответа.
— Важна ли для писателя дисциплина?
Определяюще важна. Особенно после первой книги и первого успеха.
— Расшифруйте, пожалуйста. Успех вредит творчеству?
Успех окрыляет, расслабляет и толкает к одной из двух тупиковых тактик. Первая — «новые песни пишет тот, у кого старые плохие». Вторая — «чтобы повторить успех, надо повторить успешный текст — написать примерно так же примерно про то же». Дальше начинается синдром второй книги, которую ждут, которую хочется написать под не меньший хайп, но «еще более лучше» и с коэффициентом 4. На выходе получается испорченная понтами версия первой книги либо некрасивый плод ошибки под названием «А я еще и вот так могу». Самое забавное, что это не худшие варианты. Худший вариант — это пресловутое почивание на лаврах. Оно приятно и удобно, уж всяко приятней и удобней придумывания и выписывания чего-то нового. И вот тут как раз необходима дисциплина, которая заставит тебя писать, думать и каждый день менять удобный заношенный халат на свежевыстиранную рабочую одежду.
— Вы говорили, что желание, если сел писать, — спихнуть с себя текст поскорее. Не начинает ли вас раздражать текст, который вы пишете, потому что он все никак не закончится?
Он дико раздражает на разных стадиях — когда просится наружу, когда никак не кончается и когда, готовым уже, вычитывается раз за разом. Это нормальное раздражение, стимулирующее такое — потому что против него есть метод, и он единственный: доделать.
— Изменили ли вас как-то литературные премии? Например, попадание в короткий список «Большой книги»?
Да вроде нет. Скорее, отношение ко мне изменилось: уважают, зовут, опять же, с идентификацией проще стало. Но я-то сам для того, чтобы стать лауреатом, ничего не сделал — книги я не ради этого писал, и на голосование повлиять никак не мог, чего же мне меняться-то? С другой стороны, сумма счастливых моментов в моей жизни выросла, до сих пор хихикаю, как вспомню. А я вообще похихикать люблю. Спасибо премиям, в общем.