— Когда вы понимаете, что можно начинать писать?
— Когда собрана история. Разумеется, сначала надо все придумать. Все эти вопросы, связанные с техникой — об этом у многих все написано. К тому же многие врут. «Все врут». Тот же Хемингуэй подвирал, мол, писал ежедневно, по пять часов. Если бы он так и правда работал, то написал бы томов 30.
— Для вас эта ежедневность важна?
— Все диктуется планами, я по ним работаю. У меня так устроено: примерно знаю, когда начну и когда закончу; когда нужно ускориться, а когда замедлиться; знаю свою производительность. Бывают кризисы и подъемы.
— А кризисы отчего приходят?
— По внутренним причинам. Не забывайте, я живой человек. Внешняя жизнь отнимает много сил, которые уходят на выживание, на добычу хлеба. У нас в России большинство людей так живут — все силы тратят на выживание, обеспечение минимального уровня жизни. А на любимое занятие время выделяется по остаточному принципу. Почему-то в русской литературе всем нравится сверхусилие.
— А так не должно быть?
— Не знаю. В богатом обществе есть система поощрения таких людей — гранты. Наверное, у них там, за бугром, полегче. Я в других странах подолгу не жил. Месяц пробыл в Голландии, у них там с молодежью и с развитием всего чего бы то ни было система очень хорошо налажена. Хочешь быть писателем, снимать кино — на тебе денег, только делай. Получить грант на фильм, например, или на театральную постановку — легко. Государство спонсирует таланты. Я не даю этому оценки, просто рассказываю, как знаю. У нас другая система.
— Вам важно, чтобы ваши книги читали в других странах?
— Честно говоря, мне все равно. Очень трудно выйти на те рынки, почти невозможно. Даже те писатели, которые гордятся переводами, немножко лукавят. Это же капля в море. Мы — экзотика, забавные дикари, которые изредка выбегают из-за декораций. Русские авторы — не лидеры мнений, потому что мы сейчас с Западом расходимся во мнениях, в базовых идеологических вещах. Общемировой кризис очевиден, и каждая цивилизация его по-разному переживает.
— О современной русской литературе у вас есть мнение, которое вы готовы озвучить?
— Как человек, который находится внутри нее, я обязан сохранять «покерфэйс» и рекламировать ее.
— Я не о вопросе «хорошо и плохо». Как в принципе можно охарактеризовать современную русскую литературу?
— Она не слабая, не дохлая, как некоторые говорят. Нельзя сказать, что она находится в упадке. Во-первых, она реагирует на пульс, то есть пытается быть актуальной. Она улавливает нерв, держит его. Прилепин сильный, Пелевин удивительным образом до сих пор в моде, его читают, тиражи поразительные. 30 лет человек эксплуатирует тему буддизма, на одной и той же ноте едет и все еще заходит людям. Так что все нормально. 10-15 имен у нас есть, а что останется в будущем — покажет время.
— Для вас важно жанровое разнообразие?
— В моей базе вообще нет понятия жанра. Я вырос в Советском Союзе, где жанра не существовало. В литературе были направления, и все хотели в большое направление под названием «критический реализм», в котором работали Пушкин, Гоголь, Толстой и Достоевский. Это направление базовое, туда все хотят. Солженицын — типичный представитель критического реализма. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это фэнтези? Это критический реализм. Жанры вроде хоррора, фэнтези, фантастики появились в 86-87 годах, когда началась перестройка, гласность, и все изменилось. Но я уже вырос, не читал ни Стивена Кинга, ни «Хоббита», ни «Властелина колец». Я «Хоббита» полистал — это для двенадцати лет, все понятно. Из фэнтези прочел лишь «Дюну» Фрэнка Герберта, очень хорошая вещь. Я приучен к критическому реализму, как конь надрессированный. Что бы я ни писал, все равно нахожусь в этом направлении.
— Раз уж вы вспомнили о Кинге. Что вы думаете об этом писателе?
Я не выношу Стивена Кинга, считаю его трешовым. Даже не второсортным, а именно трешовым. Но вдруг выясняется, что спустя десятилетия этот трешовый автор заложил целую национальную матрицу и поселился в национальных американских мифах. То же самое можно сказать про Филипа К. Дика. Хотя эти двое — жанровые, коммерческие ребята. Уже третье поколение американцев выросли на их идеях. Как говорится, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Кинг при этом большой молодец. Формирует сознание людей. Иногда скверная книжка хорошо, как сейчас модно говорить, «заходит человеку», и он, например, совершает подвиг.
— Вы считаете, у писателей есть некая миссия или задача, которую они должны решить своими текстами?
— Поскольку все писатели маньяки и мегаломаны — думают, что они гении на всю голову, то, конечно, они ставят перед собой большие задачи. Почему нет? В этом есть прикол. Мегаломания — это прекрасно. Мне скромность помешала стать мегаломаньяком. А так — я «за любой кипиш», как говорят в тюрьме. Все, что ведет к созданию новой реальности, производству материальных и нематериальных ценностей — все это очень хорошо. Мы напишем. Будущее поколение разберется.
— Пелевин сказал, что все писатели, всю жизнь пишут одну и ту же книгу. Вы согласны?
— Да.
— И о чем ваша книга?
— О том, что меня волнует, о моей проблематике, о самовыражении, обо мне и о тех, кто вокруг меня. Это самопрезентация, по большей части. Но поскольку мне кажется, что какие-то мои установки правильные или благие, условно говоря, положительные, то я их транслирую. Но конечном счете, все это, безусловно, самонавязывание.