У тебя есть любимые исполнители или композиторы?
Исполнители, к которым я всегда возвращаюсь - это Billie Holiday, Thelonious Monk, Chet Baker, Brian Eno, Philip Glass, Glenn Gould. Я выросла на поп музыке, но в то же время мне никогда не надоест David Bowie, the Velvet Underground или the Jesus and Mary Chain. Я люблю Эллиотта Смита. Лана дель Рэй одна из моих самых любимых исполнительниц последние несколько лет. Недавно был период, когда я много слушала Sidney Bechet.
А из классической музыки?
Мне нравится ранняя классика. Например, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина или Гильом де Машо. Люблю Брамса, Бетховена, Курта Вайля и Моцарта.
Ты готовишь?
Приходится готовить, если хочешь правильно питаться. Особенно мне нравится готовить из свежих овощей с собственного огорода. Хотя должна признаться, что уже устала от плиты и хочу снова ходить в рестораны. Кажется, что сейчас, наконец, это уже можно.
В эпоху социальных сетей у тебя нет аккаунта ни в Твиттере, ни в Фейсбуке, ни в Инстаграм. Почему?
В 2000-х я была в Индии. Тогда там все говорили о социальных сетях. Это было время, когда ещё My Space был очень популярным. Звучало действительно интересно, но Беки Свифт, дочь писательницы Маргаретт Дрэббл, как-то сказала мне: «Донна, ты ни за что не должна поддаться этому. Ты даже не представляешь сколько твоего времени, которое можно потратить на писательство и чтение, отнимут социальные сети. Пообещай, что никогда не появишься в социальных сетях». И я не появилась. Беки умерла очень рано и даже не догадывается, какой подарок она сделала мне тогда своим наставлением. Беки, если ты читаешь это, спасибо тебе!
Писатели, которые тебя вдохновляют?
Гомер, древнегреческие поэты и трагики, Данте и Шекспир – вот мои главные учителя. Во время пандемии я перечитала Макбет и Гамлета. Я очень люблю Диккенса, Набокова, Пруста, Достоевского, Йейтса, Борхеса, Эдит Уортон, Ивлин Во, Сэлинджера, Вирджинию Вульф. Диккенс и вовсе был частью семейной истории.
Можешь рассказать подробнее?
В семье моей мамы читали Диккенса на протяжении поколений. К сожалению, на мне эта традиция закончилась. Когда я слышу отрывки из книг Диккенса, то сразу представляю голоса моей бабушки и её сестёр. Я верила, что Диккенс был моим предком. Он занимал очень большое место в моём детстве и сильно повлиял на то, как у нас дома рассказывали истории и смотрели на жизнь в целом. Помню, как я расстроилась, когда узнала, что Диккенс никак не связан с нашей семьёй. Хотя, как посмотреть.
Кто тебе нравится из современных авторов?
Я чаще читаю писателей 19ого века, чем 20ого или 21ого. «Замогильные записки» Шатобрияна сопровождали меня на протяжении почти всего 2020 года. При этом я люблю Эдварда Сент-Обина, Харуки Мураками, Ольгу Токарчук, Дона Делилло, Винфрида Георга Зебальда, Джоан Дидион. Моим открытием во время пандемии стали книги «Головоломка» Сибил Бедфорд, «Всё ни за что» Вальтера Кемповски и «Балкон в лес» Жюльена Грака.
Ты помнишь свою первую прочитанную книгу?
Конечно! Это «Ветер в ивах» Кеннета Грэма.
Я знаю, что ты любишь поэзию. Ты когда-нибудь писала стихи?
Да, и до сих пор иногда пишу. Вообще, я начинала как поэтесса. Мне в целом больше нравится читать и вдохновляться поэзией, чем прозой. Я очень обрадовалась, когда Нобелевскую премию выиграла Луиза Глюк. Это одна из моих любимых поэтесс.
Чем ты занималась, когда узнала, что выиграла Пулитцеровскую премию за свой роман «Щегол» в 2014?
Я гуляла с собакой. Когда вернулась домой, вся мокрая и грязная, то услышала крики на втором этаже и звонящие повсюду телефоны. У меня был шок. Я даже не знала, что была номинирована, а тут такие новости. Это был как гром среди ясного неба. Я так и стояла в своей мокрой одежде, отвечая на все звонки подряд, пока, наконец, не пошла в душ. Помню, что только стоя под водой до меня дошло, что же на самом деле случилось.
Ты любишь Италию. Есть ли у тебя любимый город и что тебе нравится в нашей стране?
Рим навсегда в моём сердце. Возможно из-за того, что я изучала классическую филологию. Конечно, есть и другие прекрасные места. Я люблю храмы и архитектуру Сицилии. Там я провела несколько потрясающих недель, когда мне было около 30 лет. Болонья – город Джорджо Моранди. Как и на его картинах, этот город действительно весь пропитан тусклым светом. Когда я впервые там оказалась, то у меня было ощущение, что я уже знаю этот город. Безусловно Венеция. Правда я всегда бываю там в несезонное время. Меня привлекает это меланхоличное настроение в конце сезона, когда веет прохладой, а зонтики у кафе трепещут на ветру.