диалоги
«Не помню, чтобы видела себя в другой сфере»
По заданию «Хемингуэй позвонит» Юлия Михайлова, автор телеграм-канала «Михайлова пишет о книгах» поговорила с Лауреатом VI сезона Литературной премии «Лицей» Екатерина Манойло — о целях6 стратегии написания романа и призвании писателя.
Телеграм-канал «Хемингуэй позвонит»
Екатерина Манойло победила и в номинации "Выбор книжных блогеров"
— Поздравляем с победой в VI сезоне Литературной премии «Лицей». Вы могли предположить такое развитие событий, например, после попадания в лонг-лист, или это стало для вас полной неожиданностью? Как вообще менялись ожидания в процессе продвижения к финалу?

— Спасибо! До объявления длинного списка все было относительно спокойно. Я просто об этом не думала, работала, готовилась к защите диплома. А вот ближе к финалу стало волнительно. Но это было приятное волнение. Как следить за успехами своего ребенка.

— А вот кстати, в одном из интервью вы упоминали, что дописывали «Отец смотрит на Запад», находясь в роддоме. А как вообще сочетаются писательство и материнство?

— Это тяжело, да. Поэтому чтобы совмещать эти две сферы, я вычеркнула из своей жизни людей и занятия, которые высасывали время и энергию.

— Знаю, что некоторые авторы направляют свои произведения на «Лицей» неоднократно. Что касается вас? Это была первая попытка участия?

— Первая и единственная.

— Как лауреат премии «Лицей», что бы вы посоветовали молодым авторам, желающим претендовать на соискание премии?

— Не знаю, может быть, сосредоточиться на тексте, не думая заранее о его судьбе? Иначе это как сидеть на свидании и придумывать имена будущим детям.
В Лите я писала эссе на эту тему, где в конце капслоком подытожила: «СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ БОЛЬШЕ НЕ МОГУТ ИГНОРИРОВАТЬ КНИЖНЫХ БЛОГЕРОВ».
— Поговорим о вашем романе. Вы долго вынашивали идею? Сколько примерно прошло от замысла до момента, когда вы сели писать роман?

— Впервые я задумалась о написании этой истории лет десять назад, но села писать ее только во время пандемии.

— Это был каждодневный труд или влияние музы?

— Труд. Я только в него и верю.

— То есть «страха чистого листа» не было?

— Мне кажется, у меня просто нет времени на страх. У меня никогда нет времени. Я просто держу мысль в голове, а потом сажусь писать. Не помню, когда в последний раз я думала: «Так, меня сейчас никто не будет дергать целых два часа, с чего бы мне начать».

— Начиная писать книгу, вы заранее «видите» её финал или всё-таки следуете за героями и это они «диктуют» развитие событий?

— Скажем так, в общих чертах я понимаю, что должно произойти с моими героями в финале, но во время написания все может поменяться. В «Отце» некоторые герои становились ярче, чем я закладывала изначально. В какой-то момент они стали перетягивать одеяло на себя и мне пришлось перекраивать финал. Со вторым происходит то же самое.

— в одном из интервью вы обмолвились, что идея второго романа перекликается с историей сестер Хачатурян, а в каком жанре будет это произведение? Будет ли вплетен в эту историю магический реализм, который столь органично вписался в текст вашего дебютного романа?

— Мне очень нравится этот вопрос, но я пока не готова комментировать этот роман, потому что, как я уже говорила, иногда герои начинают жить своей жизнью. Я уже несколько раз переписывала целые главы, кто знает, во что это все выльется.

— Помимо основного приза вы стали победителем в номинации Ridero «Выбор книжных блогеров», то есть ваш роман высоко оценили не только профессионалы, но и простые читатели. А как вы представляете себе читателя вашего романа? Какой он?

— Ну, книжные блогеры — это не простые читатели. В Лите я писала эссе на эту тему, где в конце капслоком подытожила: «СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ БОЛЬШЕ НЕ МОГУТ ИГНОРИРОВАТЬ КНИЖНЫХ БЛОГЕРОВ». А отвечая на ваш вопрос, вспомню свою речь на церемонии награждения. Всем финалистам нужно было сказать буквально пару слов, благодарности и все такое. В голове вертелась мысль про отцов и дочерей, но в последний момент решила, что у «безотцовщин» нет гендера. В поддержке нуждается каждый. Сразу после церемонии ко мне подошел молодой человек со своей болью утраты отца. Да и сейчас все люди, которые пишут мне после прочтения ознакомительного текста или публикации в «Новом мире», делятся своими переживаниями, мыслями, и это совершенно разные люди. Если и был в голове когда-то портрет читателя, то теперь это какая-то гифка из бесконечных лиц.

— У вас была очень эмоциональная речь, значит, вас можно назвать эмоциональным человеком?

— Моя свекровь считает, что нет (смеется).

— Тем не менее в романе есть моменты, когда читателю сложно сдержать слезы. А вас саму легко расстроить? Часто ли вы плачете?

— Как ответить на этот вопрос и не привлечь внимание психотерапевта? Думаю, в стрессовой ситуации я никогда не плачу. Закрываюсь и перехожу в режим самосохранения. Но могу лить слезы, слушая красивую музыку, или рассматривая произведения искусства. Плачу от счастья, от усталости, начитавшись новостей, плачу.

— Вернемся к блогерам, многие назвали ваше произведение кинематографичным. А вы представляли себе, кто бы мог сыграть главные роли в экранизации «Отца...»?

— Вот какой фильм смотрю, тех актеров и представляю. Как будто они в реальном времени проходят кастинг в моей голове, например, смотрела «Нулевой пациент» и думала: «Ну, Кирсан — это молодой Серикбай, Сарана Баировна — Аманбеке».

— Вы говорили, что свой первый рассказ сочинили ещё в детском саду, ну а если не писательство, то что? Кем ещё вы мечтали стать в детстве?

— Не помню, чтобы видела себя в другой сфере. Хотя вот учительница начальных классов сохранила мою записку со списком заветных желаний. Ничего из этого не сбылось: чтобы никто никого не обижал, чтобы мама, папа и я прожили двести лет, лучше всех разбираться в шахматах, быть полицейской.

— Какую последнюю книгу Вы прочитали? Как оцениваете её?

— Я только недавно посмотрела «Как я встретил вашу маму», там главный герой Тэд Мосби — поклонник чилийского поэта Пабло Неруды. Вот его стихи читаю сейчас. Про сталь вместо цветов, про пули вместо сердца…

Made on
Tilda